В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
От сюда можно сделать вывод, что для того, чтобы развить и интеллект, в первую очередь следует развивать интерес к жизни, находить интересное во всех проявлениях.
Развивающая среда главное условие развития интереса к жизни. Но «развивающая среда» это не только культурная среда, как у М.Монтессори или создание проблемных ситуаций, как у Д. Дьюи или структура среды: количество и качество лабораторий, кружков, объединений, обществ, мастерских, секций, центров, органов самоуправления, …
Развивающая среда это в первую очередь новые субъект-субъектные установки педагогов в отношениях с детьми. Развивающая среда это главным образом совокупность социальных отношений, общий климат организации образования, позитивно влияющих на развитие мотивации учения. Так как, именно мотивация является основным «компонентом» и интеллекта и компетенций, то влиянию среды на их формирование придается особо важное значение.
Идея создания благоприятной развивающей среды имеет то преимущество, что ее можно реализовывать постепенно, не предпринимая сразу радикальных изменений в традиционной организации обучения.
Ещё одно условие становления модели школы интеллектуального развития – поиск новых форм организации обучения вызванный тем, что традиционные формы создают лишь ограниченные возможности для создания развивающей среды. Напротив, проектные формы обучения, уроки-дискуссии, уроки-исследования, деятельность в лабораториях (научных, прикладных,…), внешкольные занятия, участие в реализации научных, социально значимых для местного сообщества проектов, внедрение в образовательный процесс инновационных педагогических технологий (кредитная, блочно-модульная, …) и другие способствуют самореализации ученика и формированию его компетенций. Но это возможно, если соблюдены следующие условия:
реализован деятельностный характер обучения,
формы организации учебного процесса ориентированы на развитие самостоятельности и ответственности ученика за процесс и результаты своей деятельности,
созданы условия для понимания учениками собственных ценностей и приобретения опыта достижения цели,
обеспечена четкость, и понятность всем сторонам учебного процесса правил аттестации.
Как побочный эффект введения новых методов достигается значительная разгрузка учителей.
Следующее условие становления модели школы интеллектуального развития – это постепенный переход от дисциплинарной (предметной) модели обучения. Ну а технология перехода школы на новую компетентностно-ориентированную модель образования включает в себя осуществление следующих шагов:
Изменения в методике преподавания
Изменения в деятельности учителя и ученика
Изменение позиции учителя
Изменение требований к учащимся
Организационные изменения форм учебной деятельности
Использование учителем микросценариев
Переориентация на формирующую систему оценивания индивидуального прогресса (уровня развития интеллекта, личности и сформированности её компетенций)
Замысел эксперимента
Идеи эксперимента предполагается реализовать через осуществление следующих направлений деятельности:
Разработка, утверждение программы эксперимента и получение школой статуса экспериментальной площадки.
Разработка теоретической модели школы интеллектуального развития.
Разработка программы мониторинга результативности эксперимента.
Пошаговое осуществление технологии перехода школы на модель школы интеллектуального развития.
Проектирование и создание развивающей среды школы.
Индивидуализация (проектирование и реализация индивидуальных траекторий) обучения.
Активные методы обучения
Обоснуйте преимущества применения активных методов обучения подростков в современной школе Метод (форма) занятия Цель использования метода Преимущества Доклад Передача знаний Экономия времени, охват ...
Дидактическая
игра и ее роль в развитии познавательного интереса учащихся
По мнению Борзовой Л.П., дидактические игры - "игры, специально предназначенные для реализации целей обучения". Дидактические игры - соревнование или состязание между учащимися по заранее с ...