В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Поскольку кинестезии у лиц с врожденными расщелинами снижены, одновременно работаю не более чем над тремя видами упражнений, т.к. при большей нагрузке дети могут путать задания или выполнять их неточно. Упражнения артикуляционной гимнастики должны быть отобраны с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка и носить строго направленный характер. Рекомендуется избегать быстрых, резких артикуляционных движений. Они требуют большого напряжения и неэффективны, т.к. ребенок не успевает запомнить смену кинестезией и часто смазывает движения. Отмечено, что на первых занятиях проявляется излишнее напряжение мышц лба, крыльев носа, челюстей и шеи, которое передается на гортань и глотку. Чтобы уменьшить его, полезно несколько раз в течение занятия прерывать упражнения кратковременными расслаблениям мышц лица, шеи, глотки а при тренировках избегать резких движений.
Упражнения для языка и щек
Артикуляционная гимнастика – высовывать, убирать, поднимать, опускать, двигать вправо – влево, расслаблять «блинчиком», напрягать «жалом», максимально опираясь на непроизвольные движения.
Дотягиваться языком до носа, до подбородка.
Облизывание намазанных сладким губ (каждую отдельно и по кругу).
Поглаживание щек изнутри, упираясь языком в слизистую оболочку.
Покусывание языка по всей поверхности, постепенно высовывая его и втягивая.
Пошлепывание кончика языка шпателем (расслабление языка)
Вылизывание тарелок и выпуклой стороны столовых ложек всей поверхностью кончика языка.
Слизывание капель с вогнутой поверхности ложки (размер ложки последовательно уменьшают от столовой до ложечки для горчицы – формирование более тонких и точных движений).
Почесывание кончика языка о верхние резцы; пересчитывание зубов, упираясь в каждый.
Поглаживание щек, надавливая с силой на внутреннюю сторону; тщательное обведение по кругу предверия полости рта.
Катание (если позволяет строение неба) круглой конфетки, прижимая ее кончиком языка к альвеолам.
Упражнение для губ
1. Поднимание и опускание верхней губы – ребенок закусывает нижнюю губу, а затем под счет поднимает и опускает верхнюю 5-6 раз подряд (другие органы лица не двигаются).
2. Несмыкающиеся, вялые губы – удерживание кусочка сухаря, сахара, леденца (чем меньше, круглее и глаже кусочек, тем плотнее смыкаются губы), следить, чтобы губы не вытягивались хоботком.
3. Вытягивание обеих губ в рот (если верхняя губа западает, под нее подкладывают продолговатый валик и стараются навернуть губу на резцы).
Массаж губ
Подушечками большого и указательного пальцев (один палец изнутри, другой – снаружи) взять верхнюю губу и растирать рубец.
Подушечки больших и указательных пальцев поставить так же, но у уголков рта, сводить пальцы, нажимая на губу чуть выше красной каймы и оттягивая ее вперед (повторять 10-15 раз).
Движения языка в преддверии полости рта, сильно надавливая на уздечку.
Упражнения должны быть отобраны с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, и носить строго целенаправленный характер. Не следует делать массаж языка трехлетнему ребенку, если язык еще не сместился к глотке и корень языка имеет нормальное строение и размеры. Рекомендуется избегать быстрых и резких артикуляционных движений.
Полезно прерывать артикуляционную гимнастику кратковременными расслаблениями мышц лица, шеи, глотки.
Физкультурная деятельность как основа
физкультурного развития человека в онтогенезе
В ходе исследования мы опирались на фундаментальные положения философии, педагогики, психологии, теории и практики физического воспитания о необходимости рассмотрения и использования деятельностного ...
Инновационные подходы в организации урока «Основ безопасности
жизнедеятельности»
Инновация - нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффект ...