В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Ранняя работа по исправлению речи до операции направлена на укрепление и тренировку артикуляции моторики (ослабление напряженного состояния корня языка и приближении кончика языка к нижним резцам), освобождению лица от гримас, создание навыков направленной артикуляции звуков.
Цель: Не допустить образования компенсаторных патологических привычек и создать базу для развития нормальной речи. В этот период необходимо подготовить небную занавеску к небно-глоточному смыканию после операции, по возможности предотвратить дистрофию мышц глотки. Создать предпосылки для правильного звукообразования, переместить язык в полости рта вперед, опустить его корень и укрепить кончик, активировать губы и щеки, предотвратить закрепление ключичного типа дыхания, затормозить неэкономный ускоренный речевой выдох, выработать направленную воздушную струю, предупредить смещение фонем в устной речи.
Задача логопедов в дооперационный период:
1. Физическое развитие ребенка в связи с тренировкой активных органов речи; создание для основы нормализации речи.
2. Постановка диафрагмального типа дыхания.
Развитие слухового и зрительного внимания (подражание речи взрослых, пребывание ребенка в их обществе).
Коррекция при ринолалии в дооперационный период проводится двумя средствами: медицинскими и педагогическими.
Медицинские средства
Хирургическое вмешательство (операция). Операция губы – хейлопластика – проводится на 2–3 месяце или во второе полугодие жизни ребенка (по показаниям здоровья).
Закрытие расщелины неба в два этапа: в 6–12 месяцев оперируют мягкое неба (велопластика) в результате чего к 1,5–2 годам (у ряда детей – к 3 годам) происходит интенсивное сближение расщепленных фрагментов твердого неба (до 3–5 мм); наконец, в щадящем, не задевающем зон роста режиме осуществляется операция на твердом небе (уранопластика). Для формирования свода твердого неба в течение месяца после операции ребенок носит пластинку с высоким стенсом. В дальнейшем ребенок наблюдается хирургом и ортодонтом с периодическим посещением центров реабилитации детей с расщелинами неба, которые имеются во многих городах.
Операция, непосредственно не устраняя нарушение речи, создает необходимые предпосылки для успешного обучения и воспитания новых артикуляторных установок.
Педагогические средства
Основные принципы логопедической работы при ринолалии:
Системность и функционирование языка в деятельности.
Учет механизма расстройства и особенностей сиптоматики (строение зубочелюстной системы состояние небных мышц и их функции, особенности дыхательного аппарата, речевая и общая моторика, своеобразие артикуляций позиций языка, губ нижней челюсти, состояние слуха и слухоречевых дифференцировок и т.д.).
Использование физиологического дыхания, которое служит базой для перехода в речевое диафрагмальное дыхание с ротовым выдохом.
Опоры на сохраненные анализаторы и функции (в частности, на зрительный и на потенциально сохраненные кинестетический и осязательный).
Единства речевой системы (например, проявляющийся в одновременной активации небно-глоточных отделов аппарата артикуляции и дыхания путем повышения функциональной нагрузки на эти системы).
Воспитание естественного функционирования механизмов речи и опоры закономерности фонетического строя русского языка (использование мягкой атаки звука, выбор, построение и применение речевого материала как средства коррекции фонетических нарушений).
Расширение лексического запаса учащихся
Рассмотрим пути выработки лексического навыка, который представляет собой быстрое учебное действие по выбору лексической единицы, ее правильное сочетание с другими единицами речи и ее ситуативность. ...
Познавательная активность личности как предпосылка успешной учебной
деятельности
Образование – процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества. Целью образования, по С.И. Гессену, является не только приобщение ученика к культурным ...