В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
В современной науке существует множество типологий семьи. Объектом социальной поддержки может стать семья любого типа. Однако степень нуждаемости в социальной поддержке будет различна, как различно и ее конкретное содержание, те виды помощи, в которых нуждаются или могут нуждаться семьи, относящиеся к различному типу.
Типология, в основе которой способность семьи решить возникающие перед ней нормативные и ненормативные кризисы
Типология семьи по ее функциональной состоятельности
Типология семьи, учитывающая специфику десоциализирующего влияния, оказываемого семьей на своих членов
Семьи с прямым десоциализирующим влиянием демонстрируют асоциальное поведение и антиобщественные ориентации, выступая, таким образом, институтами десоциализации. Это криминально-аморальные семьи, в которых преобладают криминальные факторы риска, и асоциально-аморальные семьи, которые характеризуются антиобщественными установками и ориентациями.
Семьи с косвенным десоциализирующим влиянием испытывают затруднения социально-психологического и психолого-педагогического характера, выражающиеся в нарушениях супружеских и детско-родительских отношений. Сюда относятся конфликтные и педагогически несостоятельные семьи.
Наиболее распространенными являются педагогически несостоятельные семьи, в которых при относительно благоприятных условиях (здоровая семейная атмосфера, ведущие правильный образ жизни и проявляющие заботу о детях родители) неправильно формируются взаимоотношения с детьми, совершаются серьезные педагогические просчеты, приводящие к различным асоциальным проявлениям в сознании и поведении детей. Педагогически несостоятельные и конфликтные семьи не оказывают на детей прямого десоциализирующего влияния. Формирование антиобщественных ориентации у детей происходит потому, что из-за педагогических ошибок, тяжелой морально-психологической атмосферы здесь утрачивается воспитательная роль семьи.
Типология семьи по типу воспитательных ошибок
Семьи с попустительски-снисходительным стилем воспитания
Семьи с позицией круговой обороны воспитания
Семьи с демонстративным стилем воспитания
Семьи с педантично-подозрительным стилем воспитания
Семьи с жестко-авторитарным стилем воспитания
Семьи с увещевательным стилем воспитания
Семьи с отстраненно-равнодушным стилем воспитания
Семьи с воспитанием по типу «кумир семьи»
Семьи с непоследовательным стилем воспитания
Получаемые в результате разнообразных диагностических действий доказательства принадлежности семьи к тому или иному типу облегчают выбор наиболее эффективного направления социально-педагогической работы с ней, но они относительны и не могут застраховать от возможных просчетов и ошибок. Значительная роль принадлежит педагогическому мастерству и такту социального педагога. Так, организуя работу с семьей, вне зависимости от ее типа необходимо учитывать следующее:
любому родителю неприятно слышать плохое о своих детях, поэтому необходимо научиться не только жаловаться, но и хвалить ребенка, видеть хорошее;
не стоит ради красного словца или поучительного примера предавать огласке различные негативные стороны семейного воспитания. Примеры типичных педагогических ошибок в семье должны быть всегда анонимными;
не рекомендуется относиться к трудным подросткам с позиции силы или страха; необходимо научиться самому и учить трудных детей видеть радостные перспективы будущей жизни;
не стоит злоупотреблять доверием подростка и его родителей;
никогда не следует ставить окончательный и безнадежный диагноз, так как ни один из методов диагностики не дает бесспорной и окончательно верной информации.
Традиционными категориями семей, с которыми работает социальный педагог, являются малообеспеченные семьи, семьи безработных, многодетные семьи.
К основным направлениям работы социального педагога с такими семьями можно отнести:
выявление такого рода семей
оказание юридической помощи
направление в случае необходимости в службу психологической помощи
организацию досуга и отдыха детей
оказание помощи в трудоустройстве
трудоустройство несовершеннолетних
помощь в создании ассоциаций, объединений, групп самопомощи
Организация
познавательной деятельности учащихся при проведении учебных экскурсий
Решение проблемы активизации познавательной деятельности учащихся в обучении предполагает поиск методов, которые в максимальной степени вызывали бы у них активное отношение к усваиваемым знаниям и фо ...
Динамика развития
Развитие ребенка в эти годы идет очень неравномерно. Прежде чем мальчик перейдет на новый этап возрастного развития, он обычно отступает чуть-чуть назад. Ему может вдруг понадобиться помощь при одева ...