В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
4-й уровень – дать правильную оценку ситуации ребенок не может. Стимуляцию, направляющую помощь «не берет». Образец анализа, данный педагогом, не усваивает, не может перенести его в новую ситуацию, применить при анализе других фрагментов.
Методика «нахождение недостающих частей рисунка среди предложенных на выбор». Суть данной методики заключается в подборе недостающей части рисунка к исходному образцу.
Задания на нахождение предметов, объединенных каким-то общим признаком (обобщение и классификация). Ребятам предлагаются картинки, среди которых нужно выделить предметы объединенных общим признаком.
Задания на нахождение закономерностей. Предполагает продолжить ряд из имеющихся животных.
Методика простейшие умозаключения определяет запас знаний ребенка, эрудицию.
Задания на установление логических связей. При помощи картинок определить последовательность действий.
После проведения диагностики умственного развития при помощи выше указанных методик, в группе прошел курс дидактических игр. Все дидактические игры направлены на развитие мышления и речи детей, они формируют разные стороны этого процесса. От объекта к слову и от слова к объекту – два взаимосвязанных подхода, которые использовались при разработке системы игр.
Первая группа игр – это игры, формирующие умение вы делять основные, характерные признаки предметов и явлений, сравнивать, сопоставлять их. Проводятся они по типу игр-загадок («Отгадай-ка», «Магазин», «Где находится Петя?», «Радио»). В этой группе игр следует особенно сказать об играх, направленных на умение составлять связный, интересный, последовательный рассказ о том или ином предмете, учитывая всю совокупность его признаков, на умение сравнивать, классифицировать, обобщать и это все проявляется в логической четкости, доказательности речи, что способствует не только активизации словаря детей, но расширяет ознакомление ребенка с миром вещей, явлений, их свойствами, качествами.
Вторая группа – игры, воспитывающие умение группировать, обобщать предметы по определенным признакам. («Домино», «Найди пару»).
Третья группа – игры, требующие от детей умения отличать реальные явления от нереальных, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения, понимать юмор («Кто больше заметит и объяснит небылиц?»).
Четвертая группа – игры, воспитывающие умение владеть собой, внимание, находчивость, сообразительность («Фанты»).
Дети дошкольного возраста могут не только действовать с готовыми моделями, но и самостоятельно строить их (Л.А. Венгер и др.). Моделирующий характер игровой и продуктивной деятельности позволяет не только опосредованно изучать окружающую действительность, но и развивать умственные способности.
В связи с этим мы предлагаем игры с моделями, содержание которых включает все необходимые условия для интеллектуального развития ребенка в старшем дошкольном возрасте. Игры с моделями предполагают построение моделей, конструирование и воссоздание смоделированной ситуации в сюжетно-ролевой игре «Город Строителей».
«Узнай элементы узора». Дидактическая задача. Уточнить и закрепить представления об основных элементах какой-либо росписи, учить вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.
«Домино». Дидактическая задача. Закрепить представления об основных элементах какой-либо росписи, научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть, пользуясь названиями, придуманными мастерами промысла, развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.
«Найди пару». Дидактическая задача, как и у игры «Домино».
«Где был Петя?». Дидактическая задача активизировать процессы мышления, припоминания, внимания, речь детей; воспитывать уважение к людям труди.
«Магазин Игрушек». Дидактическая задача. Учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки; узнавать предмет по описанию.
«Радио». Дидактическая задача. Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей.
«Кто больше заметит и объяснит небылиц?» Дидактическая задача – развитие внимания.
«Фанты». Ребенок-водящий должен проявлять находчивость в подборе вопросов, чтобы заставить партнера ошибиться и сказать запретное слово, рассмешить его. В течение всей игры участникам необходимо помнить запретные слова, вовремя заменять их другими, не рассмеяться, если получится смешное сочетание слов. Она увлекательна, полна разных выдумок и находок самих детей.
Наибольший интерес у ребят вызвали следующие дидактические игры.
«Что катится?» Эта игра познакомит ребенка с формами предметов. Организуйте веселую игру-соревнование – кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот, выстроенных на столе или на полу, а фигурками, которые нужно катить, пусть будут шарик и кубик. Сначала ребенку будет все равно, какую фигурку выбрать, но после некоторых проб он поймет, что выигрывает тот, кто выбирает шарик. Спросите ребенка, почему он выбирает шарик, и сделайте совместный вывод, что шарик катится потому, что он круглый.
Психолого-педагогические предпосылки индивидуализации процесса обучения
Как известно, индивидуализация обучения является одним из ведущих принципов дидактики. При обучении иноязычному говорению этот принцип приобретает еще большее значение, так как индивидуальным, неповт ...
Педагогический подход к содержанию и технологиям социальной работы с семьей
Современная семья сосредотачивает в себе всю совокупность социальных проблем свойственных современному обществу, образу жизни. Среди них можно выделить и собственно семейные проблемы. Это распределен ...