В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Карта 3. На картине двое мальчиков (девочек), играющих в мяч (игровой мотив) (10.3 – а, 10.3 - б).
Карта 4. На улице две фигуры двигаются по направлению к школе. Взрослый мужчина изображен с портфелем. Рядом мальчик (девочка) с ранцем. Видна четко написанная вывеска "Школа" (мотив взрослости) (рис. 10. 4 -а, 10.4 - б).
Карта 5. На фоне школы группа детей, идущих по направлению к ней. Один мальчик (девочка) с ранцем за спиной идет в противоположную сторону (отрицание мотива учебы) (рис. 10.5 – а, 10.5 - б).
Карта 6. Мальчик за столом собирает планер. Девочка в медицинской шапочке осматривает куклу (социальный мотив) (10.6 – а, 10.6-б).
Карта 7. В классе учительница стоит около парты с двумя мальчиками (девочками). У одного ребенка раскрыт дневник с пятеркой (пятерка должна быть видна), ребенок улыбается. У другого тетрадь (мотив успеха). Инструкция – "Я тебе буду рассказывать о школе, и показывать картинки. Будь внимателен. Затем я тебе задам вопросы".
Процедура обследования - Ребенку в указанной последовательности зачитываются рассказы и одновременно выкладываются в ряд карточки, иллюстрирующие их содержание. В зависимости от пола обследуемого выкладываются карточки со схематичным изображением фигур мальчика или девочки.
Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил". При этом на столе ребенка выкладывается карта 1.
Второй мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу, потому что мне нравится узнавать новое, делать уроки, нравится учиться. Если бы не было школы, я все равно учился бы". Выкладывается карта 2.
Третий мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу, потому что в школе весело, там много ребят, с которыми можно играть". Выкладывается карта 3
Четвертый мальчик (девочка) сказал: " Я хожу в школу, потому что хочу быть взрослым, таким, как папа, мама и брат с сестрой. До школы я был маленький (маленькая)". Выкладывается карта 4.
Пятый мальчик (девочка) сказал: "Да я вообще не хочу ходить в школу, не хочу учиться". Выкладывается карта 5.
Шестой мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без знаний ничего не сделаешь, а выучишься и можешь стать кем хочешь". Выкладывается карта 6.
Седьмой мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу, потому что в школе хвалят, ставят хорошие, отличные отметки". Выкладывается кара 7.
После прочтения всех рассказов, сопровождаемых показом соответствующих карточек, ребенку задается четыре вопроса:
1.Как, по–твоему, кто из них прав? Почему?
2.С кем из них ты хотел бы играть в школе? Почему?
3.С кем из них ты хотел бы учиться? Почему?
4. На какой картинке нарисован ты? Почему?
Ответы ребенка записываются в протоколе.
Обработка - Мотив определяется на основе выбора карты.
1 карта – внешний мотив
2 карта – учебный мотив
3 карта – игровой мотив
4 карта – мотив взрослости
5 карта – отрицание мотива учения
6 карта – социальный мотив
7 карта - мотив успеха
Уровневые значения – выделяются пять уровней развития ребенка:
1 уровень – очень высокий уровень, уровень высоких потенциальных возможностей;
2 уровень – высокий уровень, уровень высокого актуального развития;
Возрастные особенности пятиклассников
Пятиклассник - переходный от младшего возраста к подростковому возраст. Возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости. Характерно усиление независимости детей от взрослых. Характерен нег ...
Социокультурный компонент содержания обучения иностранным языкам в старших
классах школ с углубленным изучением иностранного языка: понятие и сущность
Задачей данного параграфа является обзор динамики развития социокультурного подхода в обучении иностранным языкам. Как уже отмечалось на смену, а точнее в дополнение лингвострановедческому подходу в ...