В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
При анализе отрывка из романа В.Гюго "Отверженные" необходимо обратить внимание детей на следующий оксюморон:
"Зрелище было страшное и прекрасное".
Данный оксюморон интересен тем, что один и тот же объект – "зрелище" – характеризуется различными признаками, содержит в себе и страшное, и прекрасное одновременно.
Работу с данной стилистической фигурой необходимо строить таким образом, чтобы дети смогли выделить основную стилистическую функцию оксюморонных сочетаний: создание эффекта парадоксальности и непредсказуемости.
Конечно, нужно отметить большое количество произведений, основанных на контрасте, включающих антонимы и контекстно противопоставляемые слова, образующие антитезы и оксюмороны. Все это нельзя обходить стороной. Необходимо, по возможности, чаще организовывать наблюдения за словами с противоположным значением. При этом совершенно не обязательно учить детей оперировать терминами "антонимы", "антитеза", "оксюморон".
Основная задача – научить детей выделять контрастные образы, видеть скрытое противопоставление явлений, а также определять средства, которые помогли автору показать доброту, красоту, ум одних персонажей и злобу, уродство, жадность, глупость других. Постоянное обращение к средствам создания контраста научит детей ярче, полнее, выразительнее выражать свои мысли1.
Фрагменты уроков чтения, на которых возможна
организация наблюдения над использованием
слов с противоположным значением.
И.Соколов-Микитов, с.70 "Родное слово" (2 кл.)
А лучше, а теплее всех Михайле Михайловичу: забрался он в берлогу, припал к лапе и – на боковую. Будет всю зиму видеть лесовые сны, слушать, как скрипят над берлогою высокие ели. Хуже всех бездомнику волку: будет он долго и жалобно петь на перекрестке свою горькую волчью песню: "У-у-у! У-у-у! У-у-у!".
Зимовье каких зверей описываются в этом отрывке?
Одинаково ли хорошо переживают эти животные лютую зиму? (нет, неодинаково).
Можем ли мы сказать, что автор показывает нам совершенно противоположную зимовку двух зверей? (можем).
А с помощью каких слов он показывает это? (лучше всех Михаиле Михайловичу в его берлоге, хуже всех бездомнику волку).
Докажите словами текста, что медведь лучше всех приготовился к зиме.
Прочитайте строки, где описывается, как худо приходится зимой волку.
В.Одоевский "Мороз Иванович", с. 42-53 "Маленькая дверь в большой мир".
При завершении работы над сказкой В.Одоевского "Мороз Иванович" на этапе сравнения двух главных героинь сказки, Рукодельницы и Ленивицы, можно использовать следующую беседу:
в этой сказке две главные героини. Кто это?
Расскажите о Рукодельнице и Ленивице.
Сравните их отношение к работе, просьбам других, их любознательность, ум, скромность.
На доске появляется таблица:
Рукодельница |
Ленивица |
трудолюбива скромна почтительна добра |
ленива надменна, спесива неуважительна груба, зла |
Ребята, в сказке автор противопоставил характеры и поведение двух девочек, используя прием контраста. В этой борьбе добра и зла, побеждает добро, как и в народной сказке "Морозко".
Чему же учит нас эта сказка? В чем ее мудрость?
Беседа на обобщающем уроке может выглядеть следующим образом: - Мы с вами прочитали стихотворение В.Маяковского. давайте еще раз обобщим, что же автор понимал под словом "хорошо", а что под словом "плохо".
На доске написано:
хорошо |
плохо |
Методики диагностирования эстетической воспитанности
При изучении воспитанности необходимо использовать не одну методику, а их систему, комплекс, в которой методы дополняли бы друг друга. В настоящее время разработано большое количество методов диагнос ...
Методика диагностики и коррекционных занятий с детьми, склонными к аффективным
проявлениям
В Российской педагогической энциклопедии под редакцией В.В. Давыдова говориться, что аффекты могут легко возникнуть у маленьких детей в следствии неудовлетворения потребностей ребенка или любого конф ...