В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Нами определено содержание каждого из компонентов технолого-методических компетенций учителя химии (см. таблицу).
Технолого-методическая компетентность является уровневым образованием. Нами выделены следующие критерии уровней сформированности данной компетентности: ценностное отношение к технолого-методической деятельности; ведущие мотивы; степень сформированности технолого-методических знаний; степень сформированности технолого-методических умений и способов деятельности; рефлексивные умения.
Анализ выделенных критериев позволил описать три уровня сформированности технолого-методической компетентности учителя химии:
й уровень (репродуктивный) - склонность к устойчивому ценностному отношению к технолого-методическим знаниям и умениям, стремление применить их в повседневной деятельности, владение технолого-методическими знаниями и умениями на уровне воспроизведения собственного опыта или опыта коллег, творческая активность низкая, осознание необходимости повышения квалификации.
й уровень (продуктивный) - способность грамотного и обоснованного выбора путей, способов деятельности и технологии обучения, доминирование познавательных мотивов и мотивов профессионально-творческих достижений, личная ответственность за принятие решений, владение системой технолого-методических знаний и умений и успешное и систематическое применение их в педагогической деятельности, поиск и внедрение новых технологий обучения, готовность передать свой опыт другим, а также перенять чужой опыт, постоянная рефлексивная деятельность.
й уровень (творческий) - ярко выраженные внутренние мотивы осуществления технолого-методической деятельности и её высокая результативность, мобильность технолого-методических знаний и способов деятельности, которые составляют целостную систему с предметными, психо- лого-педагогическими и другими видами знаний, способность строить стратегию применения технолого-методических компетенций в долгосрочном периоде, методическая импровизация, методическая интуиция, воображение, развитая методическая рефлексия и творческая самостоятельность, постоянное стремление к самосовершенствованию.
Особенностями технолого-методической подготовки учителя химии являются её мобильность, интегративность, нацеленность на конечный результат, направленность на творческое развитие и саморазвитие учителя. Мы достигаем этого
через внедрение в цели, в содержание, в процесс обучения и в планируемые результаты профессиональной подготовки учителя системы технологических знаний и умений;
реализацию внутри- и междисциплинарных связей в процессе технологической подготовки учителя химии;
создание личностно-комфортных условий в процессе обучения;
разработку эффективной системы организации самостоятельной работы студентов по активному и творческому освоению методических дисциплин;
ориентацию на овладение опытом использования технологического подхода в обучении химии, на развитие и творческую самореализацию педагога в условиях технологизации учебно-воспитательного процесса;
систематическое вовлечение студентов и учителей в процесс проведения, участия в проведении, обсуждении и анализе уроков с использованием тех или иных технологий обучения химии;
постоянное осуществление педагогической рефлексии на всех этапах технолого-методической подготовки учителя химии.
Технолого-методическая компетентность педагога наиболее успешно формируется в системе непрерывного образования.
Концепция непрерывного образования предусматривает:
более рациональное распределение периодов обучения и трудовой деятельности человека на протяжении всей его жизни;
подразделение обучения на фазы первоначального, или базового, и последующего, или послебазового, образования;
приобретение необходимых человеку умений, навыков, знаний, качеств, ценностных ориентаций по мере возникновения потребностей в них.
Формирование знаний и умений, связанных с использованием технологического подхода к обучению, должно происходить в течение всего процесса профессионально-методической подготовки учителя. Для обеспечения этого необходимо, чтобы такая подготовка реализовывалась в виде целостной методической системы. Созданная нами методическая система непрерывной подготовки учителя к технологизации обучения химии в качестве преемственно взаимосвязанных подсистем включает вузовскую подготовку и подготовку в системе дополнительного профессионально-педагогического образования, а также инновационную деятельность учителя.
Мы выделяем следующие процессуальные этапы непрерывной технолого-методической подготовки учителя химии, а следовательно, и формирования технолого-методической компетентности педагога:
Этапы базовой технолого-методической подготовки учителя химии в системе высшего профессионально-педагогического образования:
констатирующий (цель - выявление отношения первокурсников к будущей профессиональной деятельности и уровня сформированности у них интеллектуальных и экспериментальных умений);
Восприятие учебного материала
С началом урока объяснил план работы, цели и задачи. Начали с опроса домашнего задания. Опрос проводился фронтальным методом с индивидуальными заданиями учащимся. При опросе кадет на моих уроках зара ...
Круговорот
кислорода в природе
Цикл кислорода занимает на Земле около 2000 лет. Основным источником кислорода для современной атмосферы является фотосинтез автотрофных растений. Ежегодно в атмосферу поступает 20´1016 г кисло ...