Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Сущность и содержание познавательного интереса

Страница 5

целей, где рассматриваются связи целей образования, стоящих в настоящее время перед школой и функции познавательного интереса;

средств, где раскрываются возможности содержания учебного предмета физики и организации познавательной деятельности учащихся на уроках и внеклассных занятиях по физике;

результатов обучения, где рассматривается своеобразие раскрытия стимулов познавательного интереса, связанных с содержанием курса физики и деятельностью учащихся на каждом возрастном этапе и влияние выбранной методики функционирования познавательного интереса на развитие личностиучащихся.

В качестве элементов системы выступает комплекс целей и средств, адекватных поставленным целям, формирующих и развивающих познавательные интересы школьников, раскрывающихся в конкретных методах и приёмах работы учителя и учащихся.Из трёх подсистем – подсистема средств и подсистема результатов находятся в общем подчинении первой подсистеме – подсистеме целей и задач обучения физике.

рис1.jpg

рис 2.jpg

Рисунок 1. – Схема системы формирования и развития познавательного интереса школьников на занятия по физике

Структурность системы предполагает необходимость установления совокупных связей и отношений элементов системы. Обеспечение формирования и развития познавательных интересов возможно тогда, когда все элементы системы функционируют в единстве и взаимосвязи. Осуществление структурных связей между элементами системы формирования и развития познавательных интересов школьников предполагает использование комплексного подхода к процессу обучения.

Целостность системы заключается в принципиальной не сводимости свойств системы к сумме свойств составляющих её элементов. Системный подход предполагает рассмотрение изучаемого объекта или процесса как единого, целого внутри которого согласно определенной структуре расположены элементы системы и между ними существуют функциональные связи. Формирование познавательного интереса учащихся происходит внутри процесса обучения, поэтому для того, чтобы обеспечить целостность системы, т.е. рассмотреть процесс во всех связях и проявлениях необходимо соотнести сам процесс формирования и развития познавательного интереса с основными характеристиками процесса обучения целями, преподаванием, учением и содержанием школьного курса физики.

Предлагаемая нами система формирования и развития познавательных интересов школьников иерархична, т. е. каждый компонент системы, как было показано выше, может рассматриваться как самостоятельная система целей, средств, форм или методов обучения. Сама исследуемая система представляет собой один из комплексов более широкой системы – системы мотивации учения школьников, а та, в свою очередь, является компонентом системы процесса обучения.Аналогично с предыдущим, существует парадокс иерархичности: решение задачи развития познавательного интереса возможно только при решении задачи повышения активности учащихся, но решение задачи повышения активности, как более широкой задачи невозможно без решения задачи развития познавательного интереса учащихся. Выход из данного парадокса для учителя физики заключается в повышении эффективности методики проведения уроков физики, то есть рассмотрении процессов повышения активности учащихся и развития их познавательных интересов как взаимодействующих процессов, где то один, то другой является ведущим: активизация деятельности учащихся приводит к учению с интересом, а наличие интереса к учебному предмету ведёт к активизации деятельности по приобретению знаний. Тем самым достигается следующий более высокий уровень развития соответствующих знаний личности.

Взаимосвязь системы со средой. Известно, что любая система проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом ведущим компонентом взаимодействия.Взаимосвязь исследуемой системы со средой реализуется в процессе обучения, центром которого является познавательная деятельность школьников, выражая единство социального, психологического и педагогического.Социальный аспект обучения заключается в том, что учебный процесс должен предельно точно выражать своё социальное назначение и определятся соответствием результатов его социальным целям. В обучении подрастающего поколения сегодня решаются перспективы развития нашего общества. Интерес к учению сделает социальное назначение обучения ясным и убедительным не только для учителя, но и для учащихся.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Нюансы образования:

Значение плоскостного моделирования для общего развития дошкольников
В детском творчестве окружающий его мир открывается по-разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному ощущений и желаний. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в ...

Содержание и структура критического мышления
В русском языке «критическое» ассоциируется с чем-то негативным, отвергающим. В «Философском словаре» под редакцией И. Т. Фролова «критика – это способ выявления и преодоления ошибок и недостатков» В ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru