В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Множественность описания системы. В силу принципиальной сложности любой системы, её адекватное познание требует построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определённый аспект системы.Предложенная система формирования и развития познавательного интереса исходит из конечных целей обучения, охватывает все стороны процесса обученияи, как отмечалось выше, является целостной системой.
Если в основу построения системы формирования и развития познавательных интересов заложить другие основания, то она будет иной (рис.2, 3). Представим в качестве примера возможные подходы к построению системы формирования и развития познавательного интереса учащихся.
Конечная цель обучения – формирование у школьников глубоких и прочных знаний, умения творчески их применять и самостоятельно пополнять. Совершенствование путей достижения этих целей определяется прежде всего особенностями самого учебного предмета. Поэтому естественно использовать те особенности физики как учебного предмета, которые оказывают влияние на формирование познавательного интереса. Такой подход предполагает использовать в структуре системы формирования и развития познавательных интересов учащихся основные компоненты структуры физических знаний. Система включает два ряда стимулов познавательного интереса: выделенных в педагогике /справа/ и определяемых особенностями физики, как учебного предмета /слева/. Эти стимулы, проявляясь в содержании учебного материала и организации деятельности учащихся, преломляются в специфике любого предмета структуры физических знаний, но разные элементы требуют проявления различных стимулов познавательного интереса.
Система будет целостной в рамках поставленных задач исследования, если будут рассмотрены все элементы физического знания и соответствующая связь их со стимулами познавательного интереса. Схематично эта система представлена на рис. 2.
Рассмотрим ещё один из возможных подходов к построению системы формирования и развития познавательного интереса. В условиях всеобщего среднего образования необходимо воспитывать познавательный интерес у всех учащихся. Это положение можно выразить другими словами: на каждом уроке каждому ученику должно быть интересно.
Рисунок 2. – Схема целостной системы в рамках поставленных задач исследования
Такой подход предполагает исследование возможностей повышения эффективности урока, взаимосвязи целей урока, основных его этапов, структуры урока с функциями познавательного интереса. Подобная система также будет целостной в случае рассмотрения всех компонентов урока во взаимосвязи. Схематически эта система представлена на рис. 3.
Рисунок 3. – Схема системы целостности компонентов урока
На рисунке приведены основные этапы процесса учения – восприятие, понимание (осмысление), применение, запоминание, воспроизведение полученных знаний. Эти этапы встречаются на уроке любой структуры, поэтому учителю чрезвычайно важно представлять, какие функции познавательного интереса способствуют эффективному протеканию каждого этапа. Поскольку в настоящее время при составлении плана урока целесообразно планировать и деятельность учителя и деятельность ученика, мы представили функции познавательного интереса с точки зрения двустороннего процесса. Так, при восприятии учащимся нового материала учителю важно привлечь внимание к новому. Используя соответствующие /материалу и целям урока/ стимулы познавательного интереса, учитель получает возможность создать положительную установку на учебную задачу, создать проблемную ситуацию. Благодаря этому ученик оказывается в позиции, требующей мобилизации прошлого опыта, происходит непроизвольная концентрация его внимания на изучаемом материале.
На этапе осмысления стимулы познавательного интереса позволяют учителю создать запоминающееся, яркое объяснение и под воздействием познавательного интереса происходит обновление имеющихся знаний, возникает положительная эмоциональная окраска процесса познания, способствующая установлению новых связей и зависимостей в изучаемом. Таким образом, опираясь на данный подход, можно построить систему методических приёмов, позволяющих управлять процессом усвоения знаний учащихся, исходя из функций познавательного интереса, понимаемого как средство обучения. Анализ применения системных методов показывает как относительность предлагаемой системы, так и необходимость использования различных средств системного исследования. Для конкретного описания основной предлагаемой системы необходимо учесть, что все три её подсистемы выступают реально во множестве различных форм (в особенности подсистемы средств и развития). Поэтому нужно установить, какие же формы являются необходимыми и достаточными для успешного функционирования системы формирования и развития познавательных интересов.
Понятие и классификация электронных образовательных
ресурсов
Современные электронные средства обучения не сводятся к электронным учебникам, обучающим программам, тренажерам или программам тестирования. Можно говорить о возникновении нового обобщающего понятия ...
Характеристика и типы детских общественных организаций
Детское общественное объединение - одна из структур в многообразии молодёжных движений, форма организации детской самодеятельности, социальной активности, самореализации; особая педагогически организ ...