В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Автор работы провёл исследования, которые помогли ему определить значение каждого приёма активизации в изучении и усвоении раздела: “Нумерация многозначных чисел”.
Результаты наблюдений отражены в следующей таблице:
Этап урока Приём активизации деятельности школьника |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Обращение к наглядности: предметной схематической |
+ |
+ |
+ | ||
Дидактическая игра |
+ + + |
+ | |||
Поощрение |
+ + + |
+ | |||
Сравнение | |||||
Проблемная ситуация |
+ | ||||
Логическая задача |
+ |
+ |
Проанализировав таблицу, можно сделать вывод: на первом этапе урока чаще использовались дидактическая игра и поощрение. То есть, при актуализации ранее изученного учитель чаще прибегал к дидактическим играми и поощрениям.
Также автор дипломной работы провёл наблюдения за деятельностью учителя и учащихся на уроке при актуализации знаний.
Этап урока |
Деятельность |
Анализ урока | |
учителя |
учащихся | ||
1. |
Послушайте логическую задачу и ответьте на её вопрос. (Учитель читает задачу: “При массе “Царь - колокола” в 12000 пудов его звук слышен на 60 км. Какова должна быть масса колокола, чтобы его звук распространялся на 20 км?”). А теперь посмотрите на доску. Необходимо сравнить многозначные числа. И последнее задание – дидактическая игра “Парашютисты”. |
Учащиеся отвечают: “400 пудов, так как расстояние уменьшается в 3 раза, значит, и масса уменьшится в 3 раза.” Учащиеся сравнивают. Учащиеся выполняют задание: находят значение выражений. |
На данном этапе учащиеся были заинтересованы логической задачей, включающей исторические сведения. Активность учащихся была высокой. Темп урока высокий. Учитель спрашивал всех учащихся, требовал полных ответов. Проводилась отработка умений сравнивать многозначные числа. Прослеживается межпредметная связь. Активность учащихся. Отработка навыка умножения многозначных чисел на натуральное число. |
Активность учащихся на данном уроке зависела не только от применённых приёмов, но и от методически верной работы учителя. Он смог заинтересовать учащихся даже самим содержанием задачи. Интерес к ней проявляется в том, что в неё включён исторический материал. То есть, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей.
При проведении исследования автор также уделил внимание и такому приёму активизации, как самостоятельная работа. Были выявлены следующие закономерности: в одном из 4 классах при формировании новых понятий и убеждений учитель применял приёмы активизации. Поэтому результаты самостоятельной работы показали уровень усвоения знаний в полной мере. Материал усвоен. По - другому обстояло дело в 4 “Б” классе.
Класс |
Количество учащихся |
Задание |
Выполнено верно |
Допущено ошибок | ||
В рассужде- ниях |
В вычисле- ниях |
В наименова- ниях | ||||
4 “А” |
25 |
1 |
19 |
6 |
1 |
1 |
2 |
21 |
4 |
2 | |||
4 “Б” |
23 |
1 |
14 |
5 |
6 |
3 |
2 |
12 |
4 |
7 |
4 |
Методика диагностики познавательной активности у
детей старшего дошкольного возраста
Для изучения познавательной активности детей старшего дошкольного возраста на базе ДОУ Детский сад №2 р.п. Марьяновка Омской области был проведен эксперимент. В эксперименте приняли участие дети стар ...
Теоретические основы использования метода проектов в развитии детей
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического напр ...