В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
В ходе диагностики было выявлено, что после проведенной работы у 4-х человек показатели изменились: полученные данные уже не говорят о высокой склонности, а выявлена значительная предрасположенность к девиантному поведению. Таким образом, в классе не осталось детей с высокой склонностью к девиантному поведению – это 0% из 100%.
Процент учащихся со значительной предрасположенностью к девиантному поведению сократился с 23% до 19%.
Также ситуация кардинально изменилась у 3-х человек и у них была зафиксирована низкая склонность к девиантному поведению или ее отсутствие (81% из 100%).
Результаты диагностики представлены на диаграмме 3.
Диаграмма 3
Также повторно было проведено социометрическое исследование (Морено) (Приложение 2). Анализ результатов показал, что в 9 «Г» классе остался один «отверженный» – это 4% из 100% (было четверо). Количество отрицательных выборов в отношении этого учащегося явно сократилось (с 16 отрицательных выборов до 7).
Результаты диагностики представлены на диаграмме 4.
Диаграмма 4
Таким образом, мы пришли к выводу, что в работе с трудными детьми важно реализовать следующие направления:
· перевод социальной ситуации в педагогическую;
· воспитание нравственно – правовой убежденности;
· формирование адекватной самооценки, выработка способности критически относиться к самому себе;
· развитие эмоциональной сферы личности: формирование воли, умения управлять собой, адекватно реагировать на педагогические воздействия;
· создание ситуации успеха в доминантном виде деятельности, включение в социально полезные виды деятельности;
· организация педагогического влияния на индивидуально – групповые мнения окружающих (семья, сверстники, педагоги, другие взрослые);
· предупреждение невротических расстройств и патологических влечений (акцентуации характера, неврозы, суицид, клептомания и др.);
· организация благоприятного социально – психологического климата;
· ликвидация пробелов в знаниях.
Эффективному взаимодействию с трудными детьми способствуют:
· знание и учет факторов социализации личности ребенка, причин отклонений в его поведении;
· учет индивидуально – психологических, возрастных, половых особенностей ребенка, социальной ситуации его развития;
· учет особенностей положения, социального статуса воспитанника в коллективе сверстников, семье, среде неформального общения в социуме;
· уважение к личности воспитанника, установление доверительных с ним отношений, понимание его душевного состояния;
· опора на положительное в ребенке, вера в его возможности, заинтересованность в судьбе воспитанника;
· включение в творческую общественно полезную деятельность;
· выработка единых требований, действий по отношению к воспитаннику со стороны школы, семьи, других воспитательных институтов, субъектов социального воспитания;
· защита ребенка от неблагоприятных условий и влияний.
По итогам проведенной работы нами были предложены рекомендации для педагогов и родителей по организации социально-педагогической помощи подросткам склонным к девиантному поведению.
Таким образом, эффективность работы с учащимися, склонными к девиантному поведению, во многом зависит от соблюдения правил конструктивного взаимодействия с ними (позитивный настрой, системность, индивидуальный подход и др.)
Профилактика отклонений в развитии личности подростка действенна, если осуществляется на основе эмоционально положительной, удовлетворяющей учащихся системы их взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями.
Школа – одно из центральных звеньев в системе общей профилактики девиантного поведения.
Активное привлечение ближайшего социального окружения школьников (в первую очередь значимых для него людей) помогает успешному решению задач профилактики девиантного поведения.
Понятие новой информационной технологии обучения математики
Идея интеграции математики и информатики возникла почти одновременно с введением в школе курса информатики. Более того, долгое время математика и информатика рассматривались как элементы одной образо ...
Диагностические задания для определения развития мелкой моторики и координации
движений
С целью диагностики развития мелкой моторики рук у детей, имеющих системное недоразвитие речи, были использованы тесты и методики. 1. Методика "Домик" (Н.И.Гуткина) Цель: определить умение ...