В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Формирующий этап эксперимента
Для достижения желаемых положительных результатов данного исследования поставлены цели, разработаны принципы планирования и план работы по преодолению девиантного поведения испытуемых детей.
Принципы планирования:
1. Принцип гибкости
2. Принцип комплексности
3. Принцип эффективности
4. Принцип системности
5. Принцип оптимальности
Задачи:
1. охарактеризовать сущность и особенности проблем подростков с отклоняющимся поведением;
2. определить личностные особенности подростков, предрасполагающие к появлению отклонений в поведении;
3. разработать методические рекомендации по совершенствованию социально-педагогической деятельности общеобразовательной школы по профилактике девиантного поведения подростков.
Основные направления работы с детьми:
Для достижения желаемых результатов работы с учащимися, выявленными в ходе диагностического обследования (склонными к девиантному поведению) нами были выбраны такие методы, как: наблюдение, беседа, анкетирование, анализ документов; организованы групповые развивающие занятия по программе спецкурса для подростков «Я взрослый».
Данная программа включает следующие разделы:
1. Человек в современном мире.
2. Проблемы и приобретения подросткового возраста.
3. Практика самопознания.
4. Психология общения.
5. Конфликты и стрессы.
6. Выбор профессии.
7. Психология успеха.
Учебный курс занятий в соответствии с этой программой рассчитан на 32 часа, которые проводятся на факультативах. Тематика занятий разнообразна и охватывает наиболее важные вопросы и проблемы, характерные для учащихся старшего и подросткового возраста. Например, такие как:
- проблемы и приобретения подросткового возраста;
- чувство взрослости и новая жизненная позиция;
- психология «неправильного поведения»;
- что означает быть взрослым;
- общение в группе сверстников;
- отношения со значимыми взрослыми;
- современный мир профессий;
- как создать желаемое будущее и др. темы.
В период опытно – экспериментальной деятельности с помощью педагога-психолога лицея с преподавателями были проведены следующие мероприятия:
- индивидуальные консультации для учителей – предметников по разрешению конфликтных ситуаций;
- мини – тренинг «Обучение школьников простейшим способам регуляции эмоциональных состояний»;
- совещание для педагогов на тему: «Оказание помощи и поддержки школьникам с трудностями взаимодействия со сверстниками и значимыми взрослыми»;
- семинар – практикум «Организация психолого–педагогической помощи «трудному классу»;
- разработка памяток и информационных листков для педагогов по проблеме эффективного взаимодействия учителей с учащимися и др.
В комплекс мероприятий по профилактике отклоняющегося поведения входила также работа с родителями и лицами ближайшего окружения.
Основными задачами профилактической работы с семьей являлись:
- выявление и коррекция семейных факторов, негативно влияющих на развитие личности ребенка;
- организация условий для развития семьи как важнейшего социального института воспитания;
- укрепление ее связей с образовательными и социально- воспитательными учреждениями;
- повышение уровня психолго–педагогических знаний и навыков родителей и др.
Для этого проводились:
· Родительские собрания, лектории, создавались памятки и информационные листки (просвещение родителей о типичных ошибках семейного воспитания и их последствиях, об особенностях и проблемах детей разного возраста, о способах эффективного взаимодействия с детьми)
· Семейное и индивидуальное консультирование
· Групповые занятия с родителями и совместные детско–родительские группы.
В результате этой работы с помощью анкетирования учащихся на тему: «Межличностные отношения и особенности поведения на уроках и во внеурочное время» удалось выявить, что 4 человека из класса считают, что поведение у них нормальное, 10 – хорошее, 4 – неудовлетворительное. Получают замечания по поводу плохого поведения на уроках и во внеурочной деятельности 12 человек – редко, 4 – никогда и 2 – часто. На вопрос «Часто ли вы спорите с друзьями?» 10 человек ответили – редко, 4 – часто, 4 – иногда. Прослеживается положительная динамика, так как на начало полугодия 18 человек давали ответ «часто» (мы брали за основу также исследования, проведенные педагогом- психологом лицея).
Методика и значение ознакомление дошкольников с родным городом
Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. В.А.Сух ...
Виды ролевой игры и их характеристика
Ролевая игра как методический прием - явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразна ролевая игра по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам органи ...