Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Особенности усвоения детьми знаковой символики

Педагогика и воспитание » Обучение детей седьмого года жизни начертанию цифр » Особенности усвоения детьми знаковой символики

Страница 1

В психологической литературе проблема роли знака в психическом развитии на современном этапе изучается при формировании различных знаний через применение социально принятых или специально разработанных знаково-символических средств: научной символики, графических построений (так, уже в первом классе начальной школы используются цифры, буквенная символика при изучении математических отношений, схемы, модели - при решении задач и т.д.).

Отмечается, что они способствуют повышению уровня обобщенности, абстрагированности формируемых знаний. Рассмотрим разные варианты повышения семиотической грамотности у дошкольников, которые были разработаны группой сотрудников (О.В. Сильновой, И. Фореро, И.П. Манаковой).

Поскольку семиотические закономерности осознаются недостаточно при существующей системе обучения на всех уровнях возрастного развития, возникает необходимость сделать их предметом специального целенаправленного организованного обучения. При этом не ограничиваться одной, хотя и очень важной для обучения, познания деятельностью - моделированием, а показать разнообразие задач и деятельностей, необходимых для оперирования знаково-символическими средствами.

Этим требованиям отвечает возрастная группа детей 6-7 лет. Переходя из детского сада в школу, эти дети сталкиваются при усвоении систематических знаний с необходимостью использования знаков и символов, что требует достаточно высокого уровня развития символической функции. Согласно психологическим исследованиям, одним из основных новообразований дошкольного возраста, возникающим в игровой деятельности, является определенный уровень развития символической функции. Вместе с тем анализ усвоения детьми этого возраста учебных знаний показывает, что трудности часто вызывают задания, требующие соотнесения планов (символического и реального), выделения алфавита и т.п., выполнение которых определяется развитием символической функции.

Исходя из описанных требований был построен курс символической пропедевтики для детей 6-7 лет, содержание которого было направлено на открытие символической реальности. Курс состоял из двух частей: первую составляли задания на осознание семиотических закономерностей, вторую - задания на раскрытие символического смысла сказки. В первой части программы в игровой форме дети создавали знаковые ситуации, в которых им раскрывалась идея означивания, осуществлялось знакомство по соотнесению планов (реального и его обозначений), по овладению принципами перевода из одной знаковой системы в другую (изоморфизм, адекватность, обобщенность, структурность и т.д.).

В процессе обучения использовались разные семиотические системы: графические, жесты, мимика и звуки. В ходе освоения программы дети продвигались от обозначения простых предметов к более сложным, от кодирования предметов к обозначению их признаков, от кодирования единичных объектов к обозначению их последовательностей и систем.

В данной программе не ставилась цель усвоения детьми каких-то определенных обозначений, символов, формирования практических навыков, связанных с символикой. Предлагаемый материал служил не для его собственного усвоения, а исключительно для отработки основных семиотических закономерностей. Лучшим результатом работы по этой программе считался такой, когда ребенок начинал сам создавать иконические и условные знаки, системы знаков, мог обосновать конкретные варианты, соотносить разные языки (рисунок, стихотворение и т. д.), выражающие одну и ту же тему. Первая часть включала четыре раздела, которые различались как предметом усвоения (семиотическим содержанием), так и материалом, на котором отрабатывались усваиваемые знания:

1) «Мир знаков» помогает детям получить ответ на вопросы: «что можно обозначать?» и «чем можно обозначать?». Дети учатся анализировать знаковые средства по форме (графика, жесты, звуки и др.), по характеру связи с обозначаемым объектом (сходство или условная связь), обозначать одни и те же объекты разными способами, создавать разные языки, соответствующие определенным требованиям и задачам;

2) «Кодирование признаков объекта» - предусматривает обучение анализу самого объекта обозначения, кодированию признаков объектов и декодированию знаков признаков;

Страницы: 1 2 3

Нюансы образования:

Теория врожденных способностей и идей
Если детскую природу нельзя признать безразличной, только простым материалом, который формируется опытом, то в ней следует видеть нечто более или менее определенное. К качественно определенным способ ...

Методика преподавания русской литературы ХХ века на примере произведения Набокова «Обида
I. Характеристика Форма работы: система малых групп + мастер. Подход к ребенку: свободное образование и воспитание. Преобладающий метод: проблемно - поисковый, диалогический Категория обучающихся: уч ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru