В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
В результате педагогического эксперимента сложился определенный алгоритм проведения классных часов по воспитанию нравственных качеств личности y школьников с нарушением интеллекта. Структура классного часа по воспитанию нравственных качеств личности включает в себя: мотивационную часть, основную (содержательную) часть, заключение, рефлексивный анализ. Назначение мотивационной части (по времени 4-5 минут) - мобилизовать внимание учащихся к теме классного часа. Назначение содержательной части (15-20 минут) – воспитание нравственных качеств личности школьников. Рефлексивный анализ (5минут) - подведение итогов, заключается в создании у всех участников классного часа чувства удовлетворения от общения друг с другом, от полученных новых знаний, от результата, стимулирование дальнейшей деятельности, установление связи с последующими разговорами на классном часе, побуждение желаний внести коррективы в работу класса. Классные часы по воспитанию нравственных качеств разделены нами на пять групп: саморегуляция личности, отношение к обществу, активная жизненная позиция, отношение к родине, отношение к природе.
Тематика классных часов, ориентированная на воспитание у старшеклассников нравственных качеств личности. Назначение данных классных часов: стимулировать повышение интереса к проблемам нравственности и морали, к проблемам добра, долга, милосердия; развитие потребностей к самосовершенствованию, проявлению гуманности и любви к окружающим (людям, животным, растениям).
На ценностно-ориентированном этапе мы использовали игру для выявления отношения учащихся к нравственным качествам. С помощью игры закреплялись нравственные привычки. Через игру и в процессе игры старшеклассник проживает все основные ситуации жизни, выявляет свое отношение к ценностям. Огромное напряжение, которое старшекласснику приходится преодолевать, чтобы овладеть целым рядом нравственных умений, отношений и знаний в контексте игры, остается незаметными для самого школьника. Особую роль в эксперименте выполняли ролевые игры социальной направленности. Как показывает педагогический эксперимент, такие игры способствуют успешной реализации и закреплению нравственных качеств, умению самостоятельно принимать решение в нестандартной ситуации. В созданной игровой ситуации учащиеся переживают событие вместе со своими героями, стараются овладеть их морально-волевыми качествами, интенсивно воспринимают опыт других, развивают навыки выбора решений по отношению к действиям, поведению учащихся. Как указывает в своих исследованиях В.В. Николина, «особенностью ролевых игр является привнесение участниками игры личного опыта конкретных деталей, эмоциональных переживаний и обмена ценностями при решении проблемы, задаваемой встречей «Я» и «Мы». Как известно, в качестве обязательного элемента в ролевой игре присутствует имитационная модель, которая отражает выбранный фрагмент действительности как способ замещения реальности». Имитационной моделью в нашем случае является «Магазин ценностей». За основу конструирования игры взяты идеи Л.И. Маленковой, А.С. Прутченкова, Н.Е. Щурковой.
Цель ролевой игры «Магазин ценностей» заключалась в изучении уровня воспитания нравственных качеств личности у учащихся и создании нравственной атмосферы в классном сообществе. На основе имитационной модели создавалась игровая ситуация по купле-продаже положительных и отрицательных ценностей. Наряду с имитационной моделью в ролевой игре присутствует объект имитации, представляемый конкретной деятельностью специалистов. В нашем случае были представлены: директор магазина (классный руководитель), который «продавал» ценности; покупатели (учащиеся), покупающие недостающие ценности; независимые эксперты (учителя, воспитатели). В результате проведения социально-ролевой игры учащиеся осмысливали общечеловеческие ценности, приобретали навыки участия в дискуссии и принятия коллективных и индивидуально-ценностных решений в различных ситуациях. Игра проводилась нами в три этапа: подготовительный, содержательный (проведение игры) и заключительный этап. На подготовительном этапе школьникам предлагалось разделиться на несколько групп по 3 человек в каждой группе. Все учащиеся играли роль покупателей «нравственных качеств». Итоги «торгов», помогают учащимся проанализировать результаты работы по сформированности «купленных» нравственных качеств, которые заполняются в таблицу:
Характер закрепленных у школьников положительных и оставшихся отрицательных ценностей | ||
Ф. И. учащегося |
Закрепленные положительные ценности |
Оставшиеся отрицательные ценности |
Дима В. |
Справедливость |
Недисциплинированность |
Иван Д. |
Доброжелательность |
жадность |
Карина К. |
Чуткость |
обидчивость |
Иван К. |
Отзывчивость |
зависть |
Мария Л. |
Общительность |
злоба |
Александр Р. |
Терпимость |
агрессивность |
Алексей Р. |
Заботливость |
леность |
Анастасия С. |
Умение прощать |
вспыльчивость |
Содержание
школьного курса физики – один из источников формирования познавательных
интересов
В педагогике установлено пять критериев интересности содержания учебного материала. Проследим место каждого из них на уроках физики. Новизна учебного материала, неожиданность многих выводов и законов ...
Разработка перспективно-тематического плана по экономике
Для успешной педагогической деятельности преподаватель должен владеть эффективными методами, методическими приемами и средствами обучения. Большое значение имеет и качество подготовки к занятиям. Гот ...