В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Использование комплекса методов по воспитанию у старшеклассников нравственных качеств личности обеспечило: воспитание значимых нравственных качеств личности; формирование психологической и социальной готовности старшеклассников к самостоятельности, самовоспитанию, саморазвитию; соответствие личностно-ориентированной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям учащихся; положительную стимуляцию старшеклассников к достижению успеха в нравственном выборе.
Важнейшим видом профессионального общения педагога с учащимися в педагогическом эксперименте является внеклассная деятельность. В настоящее время существует достаточно много классификаций воспитательных форм. Для упорядочения их в последние годы в школьной практике появилась идея составления систематики форм внеурочной деятельности. В основе ее - виды воспитывающей деятельности. Назначение - избежать однообразия во внеурочной работе, найти новые оригинальные формы, облегчить планирование педагогической деятельности. В нашем исследовании мы разработали систему работы внеурочной деятельности в контексте проблемы, ориентированной на воспитание нравственных качеств личности у школьников с нарушением интеллекта.
В нашем исследовании внеурочная деятельность по воспитанию нравственных качеств личности выполняет следующие функции: просветительскую, направленную на расширение круга знании учащихся; ориентирующую, заключающуюся в формировании у учащихся нравственного отношения к объектам и субъектам окружающей среды в
условиях различных ситуаций; смысловую, заключающуюся в помощи перевода теоретических знаний о нравственных ценностях в область реальной жизненной практики; поддерживающую, направленную на преодоление противоречий в нравственном становлении личности, сотрудничество со школьниками; рефлексивную, заключающуюся в побудительных мотивах проанализировать полученные знания о нравственных качествах, повысить интерес к нравственному совершенствованию и дальнейшему воспитанию у себя нравственных ценностей.
Формирующий педагогический эксперимент условно разделен на 3 этапа.
Первый этап – мотивационный, характерен для взаимодействия педагога с учащимися; направлен, главным образом, на стимулирование учащихся к познанию нравственных норм и отношений к нравственным качествам. На данном этапе были введены «Тетради доверия» и организован классный час в форме игры «Магазин ценностей»
Второй этап – ценностно-ориентированный, направлен на выработку ими отношения к нормам нравственности, применение нравственных качеств в определенных ситуациях. На этом этапе были проведены классные часы «Путешествие на планету Добрый Дом»: «Мои добрые дела», «Я - подарок», «Приручить своих драконов», «Дорога»; «Дорогою вежливости».
Третий этап – ценностно-деятельностный; нравственные качества становятся регулятором поведения учащихся, их личностным смыслом. При организации третьего этапа работы были проведены классные часы «Какой я?» и «Вавилонская башня».
В зависимости от этапов выбираются и методы и формы воспитания нравственных качеств. В качестве основной формы организации воспитания нравственных качеств у учащихся с нарушением интеллекта является внеурочная деятельность.
При организации педагогического эксперимента мы ввели тетради доверия, которые на всех этапах работы мы предлагали ребятам заполнять. В тетрадях «Доверия» школьники записывают темы классных часов, высказывают свое мнение, пожелания, фиксируют выводы. Тетради, по мнению 89% учащихся, помогают усиливать мотивационную деятельность, приводить мысли школьников в стройный и последовательный ряд, вспомнить, о чем шел разговор на предыдущих классных часах, систематизировать полученные знания и применять их в практической деятельности.
Аффективные дети
Аффекты (от лат.— сильные эмоции) — это бурно протекающие эмоциональные переживания. Незначительные дополнительные толчки требуются ребенку, чтобы его и без того возбужденное состояние достигло крайн ...
Подходы к организации учебного сотрудничества
Опыт передовой практики обучения иностранного языка показывает, что эффективность урока иностранного языка обуславливается, прежде всего способностью учителя создать условия и организовать ситуации, ...