В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Социально-экономические преобразования, происходящие в современном российском обществе, значительно изменили его социокультурную жизнь, сказались на уровне жизни населения, отразились на ценностных ориентирах подрастающего поколения, девальвации нравственных ценностей, отчуждения молодежи от институтов воспитания. Педагоги, родители, общественность справедливо обеспокоены ростом правонарушений и преступлений в среде несовершеннолетних, их гражданской позицией, направленной на обогащение, потребление материальных ценностей, упрощение внутренней жизни. Для разрешения этих проблем необходимо создание воспитательного механизма, адекватного новому времени. В этой связи в «Национальной доктрине образования», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» ставится задача усиления воспитания учащейся молодежи на современном этапе социально-экономического развития страны.
В этих условиях особенно остро встает необходимость воспитания нравственных качеств у подрастающего поколения, основой которых является гуманное отношение человека не только к себе, но и другим людям, к обществу, природе. Приоритет воспитания нравственных качеств определяется тем, что они, как предельные высшие смыслы человеческой жизни, выполняют функцию регуляторов поведения, охватывают все стороны человеческого бытия, они включаются в национальные ценности, ценности семьи, труда, образования, общества.
Нравственные качества носят общечеловеческий характер, они принимаются и развиваются всеми людьми в условиях общественно-исторических изменений цивилизации. Нравственные качества не существуют в отрыве от других ценностных отношений. Они как бы накладываются на все виды ценностей, облагораживая их, придавая человеческой деятельности гуманистический смысл, эмоциональную насыщенность. Воспитание нравственных качеств происходит в течение всей жизни человека, однако наиболее сензитивным периодом в воспитании ценностей является старший школьный возраст.
Особенностью нравственных качеств, как добродетелей человека, его душевных личностных качеств является то, что они социальны по своей природе, но индивидуальны по формам выражения.
Данная проблема сложна и многоаспектна. Философский аспект нравственных качеств раскрывается в работах В. Брожика, Г. Гегеля, О.Г. Дробницкого, А.Г. Здравосмыслова, И.А. Ильина, А. Камю, И. Канта, М.С. Кагана, В.Н. Сагатовского, В.П. Тугаринова, К. Ясперса. Психологические подходы к воспитанию нравственных качеств, основанные на теории отношений (А.А. Бодалев, В.М. Мясищев), рассматриваются в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Н.С. Лейтеса, Д.И. Фельдштейна, В.Д. Шадрикова. Педагогический аспект к воспитанию нравственных качеств раскрыт в исследованиях В.И. Андреева, Е.В. Бондаревской, З.И. Васильевой, Т.И. Власовой, В.А. Караковского, Б.Т. Лихачева, А.С. Макаренко, И.С. Марьенко, Н.Д. Никандрова, К.Д. Ушинского, Н.Е. Щурковой. В работах Н.Е. Барышникова, И.А. Колесниковой, А.И. Селивановой, Е.Н. Степанова изучалась роль внеурочной деятельности в воспитании ценностей учащихся.
Особенно остро стоит проблема воспитания нравственных качеств у старшеклассников с нарушением интеллекта во внеурочной деятельности. Таким образом, возникло противоречие между растущей потребностью воспитания нравственных качеств у старших школьников с нарушением интеллекта и недостаточной разработанностью этого вопроса в педагогической практике.
Объект изучения – нравственные качества личности и их особенности у старших школьников с нарушением интеллектуального развития.
Предмет исследования – внеурочная деятельность как средство воспитания нравственных качеств личности школьников с нарушением интеллекта.
Цель исследования – изучить особенности нравственных качеств школьников, определить возможности внеурочной деятельности в воспитании нравственных качеств старших школьников с нарушением интеллекта.
В соответствии с предметом и объектом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Осуществить анализ научной литературы по проблеме нравственного воспитания школьников.
2. Раскрыть особенности нравственного воспитания в подростковом возрасте.
3. Выявить возможности внеурочной деятельности в воспитании нравственных качеств старших школьников с нарушением интеллекта.
4. Разработать систему работы, способствующую воспитанию нравственных качеств у старших школьников с нарушением интеллекта.
Гипотеза исследования: в формировании нравственных качеств старших школьников с нарушением интеллекта можно выделить ряд особенностей определенных структурой нарушения и особенностей социальной среды в которой воспитывается ребенок.
Наличие имеющихся особенностей говорит о необходимости проведения работы по формированию нравственных качеств старших школьников, которая может осуществляться в разных видах учебной деятельности, но в большей степени этому способствует внеурочная деятельность, если она выступает как часть целостного педагогического процесса коррекционной школы, где осуществляются:
- создание классным руководителем нравственных личностно-ориентированных ситуаций по осмыслению собственного жизненного опыта.
Республиканская программа патриотического воспитания молодежи
Министерством образования Республики Беларусь были разработаны Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь и Программа непрерывного воспитания детей и учащейся м ...
Содержание обучения иностранным языкам в средней школе при помощи
информационных технологий
На современном этапе информатизации российского образования, который характеризуется переходом на качественно новый уровень, связанный с активным использованием средств информационных технологий в уч ...