В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Возникновение представления о себе как «не о ребёнке» является основным новообразованием этого возраста. В связи с этим у подростка возникает потребность в изменении образа жизни. «При этом подростки проявляют некритичность к подлинному объёму своего знания и умения. Накопленный опыт, знания, обученность приводят к своеобразному «Я сам!», к субъективной готовности на всё в жизни. Отсюда – настаивание на своей независимости, требование свободы. Подростки отвергают свою принадлежность к детству и утверждают свою взрослость»[3, С. 127]. Осознание личной ответственности – важнейшая воспитательная задача в общении взрослого и подростка.
«Лишь с этим периодом, - отмечает В.Зеньковский, - начинается настоящее самосознание, вкус и влечение к своему внутреннему миру, острое самоподчеркивание своих желаний и порывов». В духовной жизни в этом периоде мы замечаем, как он выражается, совсем новый стиль: подросток вновь чувствует себя перед лицом бесконечной перспективы, которая, однако, уже не вне его, а внутри его, в таинственной глубине души. Духовный мир подростка эгоцентричен, его опьяняет переживание собственной свободы, а поскольку он не знает ещё, что делать с ней, в чём её смысл и тайна, ему хочется без конца утверждать эту свободу, даже нелепо, «рассудку вопреки, наперекор стихиям».
Социальной ситуацией развития становится освоение области взаимоотношений людей за рамками семейного круга. Поэтому в качестве ведущей деятельности в этом возрасте называются общение со сверстниками (Д. Б. Эльконин) и общественно значимая деятельность (В. В. Давыдов).
Парадоксом подросткового общения является тот факт, что энергетически зарядить и общение, и творчество подростков может только человек взрослый. Огромное значение в становлении стиля подросткового поведения имеет «значимый взрослый», чаще не родитель, а представитель того самого социального мира, куда устремлён взор подростка. Это может быть тренер, учитель, тот, кто в глазах подростка обладает уникальными качествами общественно значимой деятельности.
Таким образом, на основании вышеперечисленных психологических и нравственных особенностей старшего подросткового возраста (14-16 лет) можно сделать вывод о том, что именно в этот период идет интенсивное формирование потребностно-личностной сферы убеждений. Если психологическое и нравственное развитие ребенка проходило нормально, то к 14 годам когнитивный компонент полностью сформирован, т.е. ребенок имеет полный комплекс знаний о нормах, ценностях и способах поведения. Эмоционально-личностный компонент убеждений, т.е. переживание своего отношения к этим нормам и ценностям находится в завершающей стадии формирования, хотя изменить его и изменить радикально возможно с помощью вновь формирующегося практически-действенного компонента.
Именно потребность поступать в соответствии со своими собственными внутренними убеждениями без оглядки на внешние авторитеты эти самые убеждения укрепляет. Только через деятельность, через поступки убеждения приобретают целостность и стабильность.
Поэтому при выборе методов и средств в процессе целенаправленного формирования убеждений у старших подростков предпочтение должно быть отдано тем, которые непосредственно связаны а) с общением как со сверстниками так и со «значимыми взрослыми»; б) с практической общественно-значимой деятельностью, дающей широкие возможности для нравственного выбора. Вовлечение подростка в педагогическую деятельность, т.е. в деятельность по общению с одной стороны с младшими по возрасту, с другой стороны с членами взрослого педагогического коллектива как нельзя лучше отвечает этим требованиям.
Психологи исследовали отношения между складывающимися у подростков убеждениями, моральными идеями, понятиями и установками, с одной стороны, и их поступками, действиями, конкретным поведением — с другой. А. Л. Малиованов выделил с этой точки зрения четыре группы подростков: 1) подростки, которые руководствуются в своем поведении хорошо осознанными ими положительными нравственными нормами и у которых нет расхождения между словом и делом; 2) подростки, у которых совпадал низкий уровень развития их нравственных понятий и поведения; 3) небольшая группа подростков (единичные учащиеся) отличалась хорошим знанием моральных норм поведения, но не считала для себя нужным поступать в соответствии с ними. Эти подростки — демагоги, лицемеры, явление, не типичное для нашей школы, но тем не менее они иногда встречаются; 4) подростки, которые еще не видят, не понимают связи между известными им требованиями коммунистической нравственности и своими повседневными поступками. Многие из них недостаточно осознают содержание некоторых моральных категорий.
Таким образом, рассмотрев основные особенности воспитания нравственных качеств старших школьников, можно сделать вывод: нравственное воспитание эффективно только тогда, когда осуществляется как двухсторонний, целостный и непрерывный процесс.
Лексико-фразеологическая
аутентичность
Отбор лексики и фразеологии играет важную роль в достижении аутентичности высказывания. Аутентичный текст является прекрасным материалом для ознакомления с фразеологией изучаемого языка и работы над ...
Требования к
современным презентациям
Microsoft PowerPoint является наиболее распространенной среди множества презентационных компьютерных программ. Использование PowerPoint эффективно в решении задачи формирования коммуникативной иноязы ...