В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Директор «SOS-Детской деревни Марьина Горка» О.Н. Севрюк выделяет следующие периоды адаптации ребёнка в SOS-семье:
ознакомительный, когда наиболее ярко проявляется социальный и эмоциональный барьеры в поведении детей (в этом случае контакт с детьми легче установить через игрушки, подарки, при этом можно идти даже и «на поводу» у ребёнка, так как ограничениями во многих случаях нельзя ничего добиться);
приспособительный (2–4 месяца), когда ребёнок освоился в новых условиях и начинает искать свою линию поведения, со временем происходит ломка сложившегося стереотипа поведения;
привыкание, когда дети реже вспоминают прошлое, появляется привязанность к маме и другим детям.
По мнению О.Н. Севрюк, чем раньше ребёнок будет помещён в семью, тем меньше на нём скажутся последствия сиротства. Ведь подавляющее большинство детей, поступающих в Детскую деревню, имеют те или иные отклонения в физическом, психическом и эмоционально-личностном развитии, различные соматические заболевания, неврозы и невротические проявления. Все сотрудники Детской деревни видят свою работу в том, чтобы и в адаптационный период, и в дальнейшем его сопровождении как можно больше оказать SOS-маме квалифицированной социальной, педагогической и психологической коррекционной помощи. Для этого в Детской деревне по договору работают специалисты: логопед-дефектолог, детский психотерапевт, оказывается педагогическая поддержка детям, имеющим трудности в обучении. При необходимости воспитанники проходят медицинское обследование у узких специалистов, лечение в клиниках города Минска, а дети школьного возраста – обследование в диагностическом центре достижений города Минска. А воспитанники Кобринской детской деревни направляются на обследование в клинику города Гродно.
Существует ещё одна классификация стадий адаптации ребёнка к новой семье, разработанная сотрудниками Кобринской детской деревни, которая происходит примерно в течение года и условно делится на три стадии:
Первую стадию можно было бы назвать «Идеализированные отношения», как у ребёнка, так и у родителей-воспитателей. Каждая из сторон полна надежд и старается понравиться другой. Примерно через месяц трудности реальных отношений разрушают образ «сбывшейся мечты», наступает первый кризис: привязанность ребёнка к старой семье ещё сохраняется, а к новой пока ещё не сформировалась, привыкание к смене требований и правил – трудно для него и вызывает протест. В результате возникают «установочные конфликты», которые являются естественной частью приспособления новой семьи и ребёнка друг к другу.
«Установочные конфликты», поначалу нарастая и учащаясь, после какого-то основательного кризиса и «разборок», постепенно становятся реже и возникают только по значительным поводам. Так наступает вторая стадия «Вживания» – или адаптация. Происходит установление границ допустимого, привыкание к взаимным потребностям и особенностям, привычкам и правилам поведения. На этой стадии фактически формируется привязанность к новой семье. Вспышки негативного поведения в это время могут иметь следующие причины:
дети, пережившие утрату семьи, боятся повторения этого и в новой семье;
они колеблются между надеждой и страхом быть обманутыми снова, пытаются контролировать свои тёплые чувства, поскольку знают, как взрослые могут злоупотреблять своей властью;
ребёнок может тосковать и злиться;
дети таким образом могут демонстрировать, чему они научились в родной семье, их представления о том, как надо себя вести;
проверяют, до каких пределов они могут дойти в своём плохом поведении, сохраняя принятие со стороны взрослых;
у детей очень много оснований для того, чтобы вести себя «плохо», и это становится дополнительной нагрузкой для родителя-воспитателя, осложняющей появление у него привязанности к ребёнку.
Главное достижение второй стадии «Вживания», длящееся чуть более полугода – взаимное доверие и субъективное ощущение постоянства отношений, появляющееся у обеих сторон, которые начинают воспринимать себя как целостность.
Таким образом, наступает некое «Равновесие» третья стадия адаптации в семье, принявшей ребёнка. В этот период семья становится достаточно самостоятельной и меньше обращается за помощью.
Изучение отношения учащихся к здоровому образу жизни и их представления о
здоровьесберегающей среде
Исследования с целью получения эмпирических сведений по проблеме здоровьесберегающей среды проводились в ГУО "Терешковичская средняя школа". Основным методом исследования являлось анкетиров ...
Механизмы и факторы, способствующие проявлению детской и подростковой
девиации
Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Человеческое развитие обусловлено взаимодействием ...