В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Коренные изменения в жизни страны, реформирование белорусского общества в значительной степени обострили социальные проблемы населения. Отчуждение родителей от детей, нарастание процессов деформации семьи, разрушение нравственно-этических норм, социальных связей, ухудшение здоровья детского населения, недостаточное финансирование социальной сферы – всё это привело к снижению уровня защищённости детей и подростков. В сложной ситуации оказались осиротевшие дети.
Сиротство как социальное явление присуще любому обществу, даже самому гуманному, богатому и цивилизованному. Однако, наряду с категорией детей-сирот, потерявших своих родителей, в Беларуси достаточно много социальных сирот. В сложившейся социальной ситуации назрела необходимость предупреждения и профилактики социального сиротства, совершенствования системы социально-педагогической поддержки детей, лишённых семьи. В связи с этим внедрены программы общенационального масштаба «Основные направления государственной семейной политики Республики Беларусь», «Национальный план действий по государственной защите детей и охране их прав на 2004–2010 годы», приняты законы «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (2003), «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (2005).
Значительным шагом в нормативном обеспечении работы по защите прав детей, защите повышении ответственности родителей за воспитание детей является принятие Декрета №18 от 24.11.2006 года «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». На обеспечении социальной защиты детей в Республике Беларусь направлена Президентская программа «Дети Беларуси» на 2006–2010 годы, включающая в себя шесть подпрограмм: «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети и закон. Воспитание и личность», «Социальная защита семьи и детей», «Детское питание». Одна из целей названной программы – принятие мер по выявлению социальных причин сиротства и предупреждению его возникновения. Среди основных путей предупреждения социального сиротства, как указано в ряде программных документов, первостепенное место занимают следующие:
стабилизация социально-экономических и политических процессов в обществе;
экономическая, законодательная, социальная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
воссоздание и дальнейшее развитие инфраструктуры семьи через расширение сети семейных социальных служб;
разработка законов Республики Беларусь, направленных на упрочение положения семьи в обществе;
педагогическая профилактика, включающая изучение состояния социального сиротства как явления, его причин и истоков, прогнозирование последствий, качественное выявление неблагополучных семей.
На современном этапе развития общества возросла потребность в принятии более жёстких правовых санкций к лицам, лишающих собственных детей семьи, родительской опеки, перекладывающих заботу о них на государственные институты и учреждения. Общественное сознание переживает радикальные изменения по отношению к осиротевшим детям и их проблемам. Предпринимаются меры по восстановлению нарушенных связей между личностью ребёнка, закрытого на долгие годы в стенах интерната, и обществом; предлагаются те или иные пути, способы модернизации деятельности учреждений, в которых воспитываются эти дети.
Каждый ребёнок должен расти в семье, в которой любящие родители окружат его заботой. Однако в жизни часто бывает по-другому: он остаётся сиротой или, что ещё хуже, становится сиротой при живых родителях, и перед ним открывается дорога, ведущая в детский дом. Конечно, это лучше, чем жить с вечно пьяными или неадекватными родителями. Но каким бы хорошим ни был детский дом, казённая атмосфера не может обеспечить эмоционального благополучия ребёнка и подготовить его к самостоятельной жизни.
«Дать покинутому ребёнку мать, братьев, сестёр, дом и деревню – лучшей помощи я не знаю» – говорил великий австрийский гуманист, выдающийся общественный деятель, педагог Герман Гмайнер, создатель SOS-Детской деревни – модели детского дома, где ребёнок может приобрести семью, почувствовать любовь и безопасность.
Цель деятельности SOS-Детская деревня – создание условий, приближённых к семейной жизни, для обездоленных детей. Главная задача, которую ставит движение SOS-Детские деревни, состоит в том, чтобы защитить интересы и права детей, реализовать их право на воспитание в семье, воспитать в них чувство уверенности в завтрашнем дне, самостоятельности, самоутверждения, оправдать детские надежды и ожидания и создать возможности для их реализации. В этом суть принятых программ и проектов движения «SOS-Детские деревни» нашей Республики.
Цель нашей дипломной работы – рассмотреть систему воспитания детей-сирот в Детской деревне. Для реализации этой цели мы поставили следующие задачи:
изучить историю создания Детских деревень;
охарактеризовать специфику работы Детских деревень;
раскрыть содержание жизни детей в Детской деревни;
провести сравнительный анализ адаптации детей-сирот к взрослой жизни, воспитывающихся в условиях интернатных учреждений и Детской деревни;
выделить особенности адаптации к жизни в условиях воспитания в Детской деревне;
Объект исследования – Детская деревня как форма семейного устройства детей-сирот.
Предметом работы является особенности воспитания детей-сирот в Детской деревне.
Работа выполнена на основе изучения содержания опыта деятельности Государственного социально-педагогического учреждения образования «Кобринская детская деревня»
Методика диагностики познавательной активности у
детей старшего дошкольного возраста
Для изучения познавательной активности детей старшего дошкольного возраста на базе ДОУ Детский сад №2 р.п. Марьяновка Омской области был проведен эксперимент. В эксперименте приняли участие дети стар ...
Мотивация педагогического коллектива к инновационной деятельности
Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. При этом, как писал Х. Хеккаузен, «едва ли найдется другая такая же необозримая область психологиче ...