В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Возможные причины (речевые, психологические, операциональные) трудностей усвоения навыка чтения приведены в таблице.
Компонент чтения |
Симптоматика нарушения чтения |
Психологические и речевые причины трудностей |
Операциональные причины трудностей |
Способ чтения |
Побуквенное чтение Послоговое чтение |
1.Несформированность звуко - слогового синтеза; 2. недостаточный объем зрительного восприятия |
Несформированность зрительного слогоделения, навыка слогослияния. навыка целостною восприятия читаемого (глобального чтения). |
Правильность чтения |
Замены букв: а) по фонематическому сходству б) по оптическому сходству в) другие виды замен (а- у, п-с) Нарушения звуко - слоговой структуры: пропуски букв; пропуски слогов; добавления букв, слогов: перестановки букв, слогов Ошибки угадывания Повторное считывание, пропуск строки, считывание- верхней строки вместо нижней, потеря строки Повторы букв, слогов, слов Грамматические ошибки: нарушение согласования; нарушение-управления |
Недоразвитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза; слабая концентрация внимания Недостаточность зрительного анализа и синтеза: несформированность пространственных представлений Недоразвитие звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза Недостаточность зрительного анализа и синтеза Невнимательность Несформированность пространственных представлений; неустойчивость произвольного внимания Несформированность морфологических и синтаксических обобщений |
Не автоматизирована связь между звуком и буквой Нескоординированность процессов антиципации и зрительного восприятия Не сформирован навык целостного восприятия читаемого Нескоординированность процессов антиципации и зрительного восприятия: Несформированность навыка лексико-грамматического предвидения |
Выразительность |
Отрывистое или слитное чтение. Отсутствие дифференциации в использованни пауз (паузы одинаковой длительности на точках и запятых). Нарушение интонационного оформления читаемого предложения в соответствии с конечными знаками препинания. Неправильное употребление логического ударения. Недостаточная громкость и внятность при чтении Отсутствие эмоцио-нального отношения к читаемому |
Недостаточное понимание читаемого; Недоразвитие устной речи |
Несформированность навыка определения границ предложения в печатном тексте. Отсутствие ориентации на знаки препинания в процессе чтения. Несформированность навыка интонационного оформления предложений в соответствии с конечными знаками препинания |
Сознательность чтения: А) пересказ. Б) Понимание смысла прочитанного |
Опускание смысловых частей текста; непоследовательность изложения; исключение, добавление, искажение фактов; отсутствие навыков самостоятельного воспроизведения прочитанного; отсутствие навыков воспроизведения по вопросам Непонимание причинно следственных отношений; Непонимание временных отношений; Трудности вычленения из текста ноной информации; трудности в выделении главной мысли произведения |
Недостаточный объем оперативной памяти Фонетико-фонематическое и лексико-грамматическое недоразвитие речи Несформированность структуры мыслительной деятельности Несформированность связной речи Недостаточный объем оперативной памяти Фонетико-фонематическое и лексико-грамматическое недоразвитие речи Недоразвитие словесно-логического мышления |
Несформированность антиципирующего чтения Несформированность навыка вычленения смысловых частей текста (составление плана) Несформированность навыка соотнесения отдельных троков текста друг с другом Несформированность семантических дифференцировок |
Скорость чтения |
Медленный темп чтения Быстрый темп чтения, нарушающий правильность и осознанность чтения |
Аналитический тип ВНД Небольшой объем зрительного восприятия Синтетический тип ВНД |
Несформированность антиципирующего чтения Не сформирован навык целостного восприятия читаемого |
Особенности усвоения детьми знаковой символики
В психологической литературе проблема роли знака в психическом развитии на современном этапе изучается при формировании различных знаний через применение социально принятых или специально разработанн ...
Принцип систематичности и последовательности
Принцип систематичности и последовательности вытекает из закономерностей образования, воспитания и развития, которые приобретают особый смысл в дидактических процессах в физическом воспитании. Эффект ...