В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Каждому человеку нужно знать, какими были и как жили его давние и недавние предки, что довелось испытать и пережить народам нашей Родины на протяжении прошедших веков. Это лишь отдельные страницы, фрагменты, эпизоды из отечественной истории. Но и они приоткроют бездонный колодец времени. Поведают о том бесценном наследии, которое былые поколения оставили нам, их потомкам:
Это летописи, сказания, жития святых и праведников;
Документы общественной жизни и становления российской государственности;
Это иконы и росписи храмов, хранящие Русь православную;
Творения художников, изделия искусных умельцев – мастеров;
Памятники архитектуры.
Все эти свидетельства былого помогают нам воссоздать народные нравы, обычаи, традиции, представления людей о добре и зле, правде и красоте. Все это – дошедшее до наших дней – наша материализованная история, память о пути, пройденном русским народом. Без этой памяти мы бы потерялись в просторах времени, утратили свои корни, позабыли родной язык.
Погрузиться в прошлое, реально представить его картины и вместе с тем как бы стать участником былых событий помогут и задачи. Ведь точно такие же или подобные приходилось решать и древним мастерам, военачальникам и полководцам, зодчим и ремесленникам. Так же, как и им, когда–то, нужно будет проявить смекалку и находчивость, воображение и сообразительность, точный расчет и чувство гармонии. Чем больше вопросов будет возникать у детей в этом путешествии по страницам прошлого, чем целеустремленнее они будут искать ответы в книгах и исторических документах, тем ближе и понятнее станет для них даль былых времен.
Тематическое планирование факультативного курса «Страницы русской истории на уроках математики» составлено на основе сборника Перли С.С., Перли С.С. с одноименным названием.
Материалы сборника предназначены авторами для учащихся 5 – 6 классов, но возможно проведение уроков и для семиклассников. В данном случае, исходя из учебной нагрузки 1 час в неделю, я разбил весь учебный материал сборника на трехгодичный курс обучения (5 класс-34 часа, 6 класс – 34 часа, 7 класс – 34 часа).
Опыт проведения таких занятий позволяет говорить о том, что учащиеся с большим интересом относятся к изучению отечественной истории, с удовольствием решают задачи не только в классе, но и дома. Очень часто родители и другие члены семьи подключаются к процессу решения задач. При проверке заданий, особенно решаемых дома, мы пользовались кодоскопом – это позволяет экономить время и просматривать разные методы решения задач.
В ходе занятий учащиеся выполняли творческие и исследовательские задания.
5 класс. Московский Кремль. Действия с натуральными числами и десятичными дробями
Нестареющие отечественные задачи. Первые сведения о развитии математики на Руси. |
Действия с натуральными числами. Старинная народная задача. Задача Кирика Новгородца. |
2 ч |
Старинные русские меры. |
Задачи из старинных русских сборников. |
1 ч |
Задачи из книг новгородских писцов. |
Меры жидкостей. |
1 ч |
Задачи из «Счетной мудрости». |
Старинные деньги. |
1 ч |
Задачи из старинных рукописей XVI и XVII веков. |
Меры длины и веса. |
1 ч |
Задачи из «Арифметики» Магницкого Л.Ф. |
2 ч | |
Толстой Л.Н. Старинные задачи. Задача, предложенная Ивану Петрову. |
1 ч | |
Математика и искусство. Живопись. |
Задача Рачинского С.А. |
1 ч |
С невелика начиналась матушка Москва. Московский Кремль. Стены Кремля. |
Действия с натуральными числами. №8, 9. |
2 ч |
Башни Кремля. |
№10, 12, 24. |
1 ч |
Оборонный ров на Красной площади. |
Объем прямоугольного параллелепипеда. №15. |
2 ч |
Спасская башня. |
Действия с десятичными дробями. №16, 17. Площадь квадрата. №18, 19, 20. |
2 ч |
Обобщение. Биографии великих математиков. Реферативные работы. |
1 ч | |
Площади вокруг Кремля. |
Умножение десятичных дробей. Умножение и деление на 10, 100, 1000. Округление. №21, 22, 24, 25. |
2 ч |
Грановитая палата. |
Вычисление площадей квадрата и прямоугольника. №26, 27. |
2 ч |
Столп Ивана Великого. Реферативные работы. |
Нахождение части от числа. Деление десятичных дробей. №28, 29, 31, 32. |
2 ч |
Успенская и Филаретова звонницы. Конспекты. |
Деление десятичных дробей. |
2 ч |
Царь-колокол. Интеллектуальная игра. |
Исторический материал. |
3 ч |
Колокольные звоны. |
Действия с десятичными дробями. №45. |
2 ч |
Кремлевские куранты. |
2 ч | |
Обобщение. План-задание. |
1 ч |
Экспериментальная системы упражнений на формирование навыка «правильности»
чтения у умственно отсталых третьеклассников
Поскольку качества чтения взаимосвязаны, то на дополнительных занятиях проводились дидактические игры на формирование и развитие правильного, осознанного, беглого и выразительного чтения. Упражнения ...
Образовательные возможности изучения темы "поверхности
вращения второго порядка"
Данная тема достаточно сложна в изучении, поскольку требует высокого уровня сформированности пространственного мышления учащихся, требует опорных знаний по аналитической геометрии на плоскости и в пр ...