В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Все направления словарной работы возможны в начальных классах лишь на практической основе, главным образом е опорой на текст, без теоретических сведений и даже, как правило, без терминов.
Весьма полезным пособием для словарной работы могут быть словари. Однако для начальных классов создан лишь один словарь - «Орфографический словарик» П. А. Грушникова, полезное пособие по орфографии.
Небольшие словарики имеются в учебниках «Русский язык»; близки по своим функциям к словарикам многочисленные сноски на страницах книг для чтения («Родное слово»), дающие объяснения значений малопонятных слов.
Очень важно, чтобы сносками учащиеся пользовались самостоятельно.
Как и во всякой учебной работе, так и в объяснении значений слов необходимо руководствоваться общей дидактической задачей повышения степени самостоятельности и познавательной активности самих учащихся. Добиться, чтобы сами школьники не только смутно уловили смысл нового слова в тексте, но и сумели объяснить его значение,- значит обеспечить их умственное развитие, воспитывать самостоятельность.
Редко бывает так, чтобы новое слово не поняли все учащиеся. Проверками установлено, что в классе почти всегда бывает хотя бы несколько человек, которые правильно понимают все слова и обороты речи, встретившиеся в рассказе, и в то же время бывает до 10 человек, которые в том же рассказе не понимают вовсе или понимают неточно да—10-12 слов. В коллективной или групповой работе над словарем учитель опирается на тех учащихся, словарь которых более развит.
В методике апробированы и широко используются следующие приемы разъяснения значений слов (приемы располагаются по степени их развивающего потенциала):
а) Учащиеся под руководством учителя осуществляют словообразовательный анализ слова и на этой основе выясняют его значение (или оттенок значения). Для начальных классов простейшим подходом к словообразовательному анализу служит вопрос: «От какого слова образовано новое слово?» или: «Почему так назвали?» Таким способом могут быть объяснены слова шапка-ушанка (закрывает уши), подосиновик (растет под осиной), леденец (тает во рту, как лед)-, рыжик (рыжего цвета), костяника (ягода с косточкой), односельчане (люди из одного села лучезарный (от слов лучи и заря) и т. п.
Такой способ объяснения слов позволяет осуществлять связь словарной работы с правописанием, так как выявляет корни слов и способствует проверке безударных гласных, звонких, глухих и непроизносимых согласных.
б) Словообразовательный анализ нередко сопровождается сопоставлением слова с другими словами с целью выяснения различий, для разграничения значений паронимов, например: землянка и земляника (оба слова образовались от слова земля); серебряный и серебристый (сделанный из серебра и похожи цветом на серебро) и т. п.
в) Как уже говорилось, опора на контекст в любом случае способствует пониманию слова. Но бывают случаи, когда роль контекста особенно велика и основным средством раскрытия значения слова становится прочтение отрывка с этим словом. Например, слова нелюдим, на отшибе, угрюмый и чурается из рассказа Б. Полевого «Последний день Матвея Кузьмина» вне текста объяснить трудно, и состав слов не вполне поясняет их значение. Однако чтение той части, рассказа, где характеризуется старый Матвей, ведущий замкнутый образ жизни, значение слов «высвечивает»; школьники легче понимают не только их прямое значение, но и уместность употребления, и сочетаемость, и выразительность.
г) Вариантом предыдущего приема служит самостоятельное включение нового слова в иной контекст, составленный самими детьми. Это прием активизации, о чем будет сказано ниже, но в то же время это прекрасный прием глубокого раскрытия значения слова (в трудных случаях включение в контекст может произвести учитель).
д) Отвечает требованиям самостоятельности выяснение значения нового слова по справочным материалам, т. е. по словарям и сноскам в книге для чтения. Как уже отмечалось, специального толкового словаря для начальной школы пока не создано; однако есть все же справочная литература энциклопедического типа, например книга «Кто такой? Что такое?». В отдельных случаях можно пользоваться толковыми словарями.
е) Объяснение значения слова путем показа картинки, макета, чучела или иного наглядного материала, как средство развития познавательной активности учащихся, зависит от степени самостоятельности привлеченных к объяснению школьников: если картинку, объясняющую значение слова ландыш, школьники подобрали сами, либо использовали гербарий, или, наконец, нарисовали, то их познавательная активность в объяснении слова достаточно высока.
В рассказе В. Катаева «Грибы» (II класс) таким способом могут быть объяснены названия грибов - «лисички в желтых шапочках», «два двоюродных братца - подосиновик и подберезовик», «большой, крепкий, пузатый боровик в бархатном берете»: показ муляжа, картинки или натуральных грибов. Так же объясняются названия рожь, овес, пшеница из «Колхозного календаря» В. Бианки (II класс).
Организационные основы работы с младшими
дошкольниками по развитию словаря
В детском саду обучение рассказыванию систематически и целенаправленно осуществляют в основном со старшего дошкольного возраста; возможности же младших дошкольников явно недооценивают. Известно: не в ...
Функции игры
Игра – явление сложное и многогранное. Можно выделить следующие её функции: Обучающая функция – развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие. Развлекательн ...