В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Работая с дошкольниками в соответствии с современными требованиями к организации воспитательно – образовательного процесса, нельзя обойтись без новых педагогических технологий.
Среди них можно называть моделирование, развивающие игры, приемы Приз, алгоритмы и другие.
Перечисленные технологии и приемы эффективны при решении различных задач при развитии изобразительных способностей детей.
Моделирование.
Модель – это символ, предмет – заместитель, схематичное изображение предмета с его характерными признаками.
Виды моделей:
1. Сенсорные, характеризующие цвет, форму, размер, фактуру поверхности предмета, количество, взаиморасположение и разновидность его частей.
2. Понятийные, демонстрирующие существенные признаки определенной группы предметов, явлений.
Модели различаются по характеру изображения:
- предметное (все признаки предмета точно соответствуют объекту).
- предметно – схематические (существенные признаки уложены в схему).
- графические (признаки изображены условно).
Использование моделирования в работе с дошкольниками предполагает соблюдение следующих требований:
1. Модель вводится в обиход дошкольника при условии сформированности представлений о свойствах и признаках предмета.
2. Модель должна являться аналогом предмета или явления, все признаки и качества которого моделируются при непосредственном участии ребенка.
3. Модель должна быть доступной детям в повседневной жизни.
4. Модель должна быть лаконичной и характеризовать только основные качества предмета или явления.
5. Одновременно можно использовать модели только одного вида.
Работая над развитием изобразительных способностей дошкольников, нужно помнить, что использование любых моделей возможно только не ранее четырех лет.
В работе с детьми для лучшего освоения процесса изображение мы используем алгоритмы.
Например, алгоритмы «Последовательности изображения объекта», «Последовательности изображения элементов декоративного орнамента или росписи», алгоритм «Последовательности создания композиции пейзажа», «Последовательность рассматривания картины», (см. в приложении).
С помощью алгоритмов дети воспроизводят в памяти полученные знания на предыдущих занятиях.
Использование приемов ТРИЗ.
В работе над развитием изобразительных способностей у дошкольников используются такие приемы ТРИЗ, как морфологическая дорожка, системный оператор, задания на развитие воображения.
Морфологическая дорожка обеспечивает развитие творческого воображения, активного мышления. Для дошкольников такую дорожку можно назвать «волшебной». С помощью морфологической дорожки можно изучить и рассмотреть зависимость цвета объекта от фона на котором он расположен, например, «Особенности вида декоративного промысла», «Виды пейзажей» - обстоятельства, влияющие на цвет неба и т.д. (см. приложение).
Системный оператор –
это табличка, которая помогает быстро и с системе представить и заполнить информацию. С помощью системного оператора легко можно изобразить объект в прошлом, настоящем и будущем. Например, система возникновений создания краски и ее использование. Или создания натюрморта.
Дидактические и развивающие игры и упражнения.
Развивающая игра, используемая в деятельности в ребенком, не предполагает конкретных правил и алгоритмов действий: ребенок выполняет задание по своему усмотрению.
Развивающие игры таким образом, обеспечивают активацию всех психических и познавательных процессов. С их помощью тренируется зрительная память и внимание, совершенствуются технические навыки, формируются сенсорные эталоны развивается эмоциональная отзывчивость к искусству, к красоте окружающего мира. Например, игра «Натюрморт» Задача игры: стимулировать познавательную активность детей, их волевые усилия и целенаправленное внимание.
Тембровая окраска и тембровый звук
Теплый – холодный, жесткий – мягкий, легкий – тяжелый, матовый – блестящий . Если найдется на земле человек, который никогда не слышал музыки, он вряд ли поверит, что эти слова относятся к невидимому ...
История преподавания тригонометрии в школе
Проблема преподавания тригонометрии, как и математики в целом, могла быть решена лишь при условии освоения достижений мировой математической науки. В России этому немало способствовал Л. Эйлер, являя ...