В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Для ребенка чрезвычайно важно внимание обоих родителей, и отсутствие отца в семье, зачастую, влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его настроение, делает его более замкнутым, впечатлительным и внушаемым.
Достаточно частой картиной в семьях является отсутствие общения родителей с детьми или сведение его к минимуму. Это касается тех семей, в которых предпочитается, чтобы дети жили у дедушек и бабушек. Стремление молодых родителей в первые годы жизни их ребенка препоручить его воспитание бабушкам и дедушкам ведет к таким невозместимым потерям духовных контактов, которые складываются между ребенком и взрослым именно в это время.
Родительское внимание, как и любое другое педагогическое воздействие, должно иметь определенную меру. Внимание не должно переходить в назойливость.
Родителям, дети которых замкнуты и малообщительны или стеснительны, надо знать: чтобы помочь такому ребенку преодолеть этот недостаток, важно направленно развивать общительность как личностное качество. Общительность ребенка поддается развитию, поэтому нужно учить детей общению с другими людьми.
Важным элементом педагогического общения является психологический климат семьи, который в совокупности со взаимоотношениями в ней образуют тот воспитательный фон, на котором осуществляется развитие и формирование ребенка. Родительское общение друг с другом должно строиться на понимании того, что супружеские отношения ежедневно становятся фактом воспитательного процесса в семье. Родительские отношения – это часть жизни ребенка, поэтому они влияют на него, формируют эмоциональное благополучие или, наоборот, дискомфорт, мажор или тревожность. Взаимоотношения в семье являются педагогическими, потому что они влияют на детей, формируя их психологический семейный микроклимат.
Человек, какого бы возраста он ни был, не может жить без людей, без общения. Если его нет или оно осуществляется не на должном уровне культуры, то оно приносит большие переживания. В процессе общения в семье происходит взаимовлияние как родителей на детей, так и детей на родителей. Постоянное стремление к общению с родителями является одной из существенных особенностей детей разных возрастов. В процессе общения с родителями дети делятся своими взглядами, утверждают самостоятельность и взрослость. В семье дети получают многообразную информацию, связанную с вопросами нравственности, духовности, этики, эстетики, здорового образа жизни.
Крайне неблагоприятно оказывают влияние на здоровье ребенка и всех членов семьи конфликты. Конфликты в семье могут возникать между:
· супругами;
· родителями и детьми;
· супругами и родителями каждого из супругов;
· бабушками или дедушками;
· внуками.
Ключевую роль в семейных отношениях играют супружеские раздоры. Супружеские конфликты характеризуются неоднозначностью и неадекватностью ситуаций. Иногда за бурными столкновениями супругов могут скрываться привязанность и любовь, а за подчеркнутой вежливостью, наоборот, эмоциональный разрыв и ненависть. Основные подходы к разрешению конфликта заключаются в сотрудничестве, отказе, уходе, компромиссе и силовом решении. Тот либо иной подход нужно выбирать в зависимости от сложившейся ситуации. Конфликты должны носить конструктивный характер, а не деструктивный.
Другое обстоятельство, имеющее негативное влияние на развитие личности ребенка, - это искаженное осмысление ребенком роли мужчины или женщины. Дело в том, что мать и отец в начале жизни человека олицетворяют все "женское" и все "мужское", иначе говоря, представляют основные модели полов. Особенности отношения детей к ним, осмысление половых ролей закрепляются и долгое время служат точками отсчета при отношениях уже взрослого человека с лицами другого пола. Ситуация, когда ребенок втягивается в борьбу родителей, становится членом "военного союза", пагубно влияет на будущие отношения между мужчинами и женщинами. Тут возможны два варианта: либо ребенок по мере взросления не будет в ладах с собственной половой ролью, либо у него не будут складываться отношения с лицами противоположного пола.
Трения между родителями, очевидные или менее заметные, вызывают негативные эмоциональные переживания и других членов семьи. Это относится и к тем случаям, когда ссора, конфликт, негодование прямо не касаются детей, а возникают и существуют между супругами. В реальной жизни семьи практически невозможно, чтобы конфликт или просто плохое настроение одного человека переживались лишь им одним. Известно, что даже новорожденный, если его мать испытывает тревогу, тоже начинает нервничать.
Даже дошкольник, не понимая полностью сути родительских разногласий, придает им в восприятии своеобразный смысл. Однако часто он просто чувствует, что, когда мать и отец такие, ему плохо, ему хочется плакать, бежать куда-то или сделать что-нибудь злое. Ребенок испытывает психологический дискомфорт, но не видит, в чем его причина, не знает средств, как избежать таких негативных переживаний. В этом смысле дети слепы и безоружны. При этом они чрезвычайно чутки к изменению эмоциональной атмосферы в семье и склонны ее изменения связывать либо с происходящими внешними событиями, либо с собственным поведением.
Психолого-педагогическое
обоснование понятия "познавательный интерес"
Познавательный интерес - важнейшая область общего интереса. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентир ...
Многообразие опыта формирования познавательного интереса
При изучении методической литературы, в которой описывается опыт классных руководителей по формированию познавательного интереса, можно обратить внимание на статью Шустовой И. Ю В данной работе описы ...