В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Семья – это особая атмосфера, в которой дети делятся с родителями своими заботами, мыслями, делами и новостями, это та педагогическая система, в которой ребёнок находится постоянно, поэтому каждый член семьи также постоянно осуществляет воспитание ребенка. Семейное общение – это интимные, эмоциональные, доверительные отношения. Ценность его в ликвидации психологической напряженности, эффективном восстановлении работоспособности и создании предпосылок для полноценной духовной жизни. Дух семьи, ее атмосфера предполагают любовное, доброе, заботливое, внимательное отношение друг к другу всех ее членов. Основа семейных отношений – оптимистическая, доброжелательная атмосфера, а также здоровая семейная обстановка.
Сейчас, к большому сожалению, все чаще и чаще исследователи, занимающиеся изучением проблем современной семьи, отмечают падение ее педагогического потенциала и престижа семейных ценностей, увеличилось число разводов и снизилась рождаемость, наблюдается рост преступности в семейно-бытовых отношениях и повышение риска подверженности детей неврозам из-за неблагополучного климата в семье. Т.А. Макеев отметил, что на формирование личности огромное влияние оказывает внутрисемейная жизнь, и не только взаимоотношения ребенка и родителей, но и самих взрослых между собою. Постоянные ссоры, ложь, конфликты, драки, деспотизм способствуют срывам в нервной деятельности ребенка и невротическим состояниям.
Закономерные и случайные сдвиги в развитии общества подрывают устои традиционной семьи, характеризуют направленность семейной жизни. Современная семья отличается от традиционной социально-демографическими характеристиками, социокультурными проблемами, психологическими особенностями. Новые количественные и качественные параметры семьи, обуславливают и специфику выполняемой семьёй функций, особенно репродуктивной и воспитательной.
Новая структура семьи обуславливается чётко проявляющимся процессом её нуклеаризации. От 50 до 70% молодых супругов хотят жить отдельно от родителей. С одной стороны это благотворно сказывается на молодой семье, т.к. в ней быстро идёт адаптация к новым ролям, условиям жизни, меньшая зависимость от родителей, способствует формированию ответственности. Но с другой стороны такая семья лишается систематической помощи родителей, особенно в период рождения ребёнка, когда она особенно необходима.
Нуклеаризация характерна для развития семьи во всём мире. Например, английские, американские семьи неолокальны, т.е. взрослые дети почти всегда отдельны от родителей. В семье наблюдается процесс эгалитаризации семьи и демократизации внутрисемейных отношений между супругами, родителями и детьми.
Анализируя жизнедеятельность семьи в современной ситуации, необходимо отметить некоторую формализацию семейных отношений, когда семейная жизнь строится на выполнении обязанностей без особых душевных затрат, когда акцентируются в семье материальные проблемы, когда в общении семьи нет теплоты, заботы, внимания. Формализация отношений сопровождается эмоциональным отторжением родителей от детей, которое проявляется как нравственно-психологическое противостояние отцов и детей.
В настоящее время в обществе можно зафиксировать разные формы семей. Широкое распространение получили семьи, в которых брак юридически не оформлен. Молодые люди живут вместе, ведут одно хозяйство, но брак не регистрируют. В лучшем случае брачные отношения юридически оформляются, когда появляются дети.
Своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия оказывается поведение ребенка. Корни неблагополучия в поведении детей рассмотреть легко, если дети вырастают в неблагополучных семьях. Гораздо труднее сделать это относительно тех "трудных" детей, которые воспитывались в семьях вполне благополучных. Только пристальное внимание к анализу семейной атмосферы, в которой проходила жизнь ребенка, попавшего в "группу риска" позволяет выяснить, что благополучие было относительным. Семьи эти различаются по своим социальным установкам, интересам, но сам стиль жизни, поведения взрослых, их настроенность таковы, что влекут за собой отклонения в нравственном развитии ребенка, которые могут обнаружиться не сразу, а спустя годы. Внешнее урегулированное отношение в таких семьях зачастую является своеобразным прикрытием царящего в них эмоционального отчуждения как на уровне супружеских, так и детско-родительских отношений. Дети нередко испытывают дефицит внимания, родительской ласки и любви из-за служебной или личной занятости супругов.
Зачастую конфликты с детьми в семье возникают на почве дефицита внимания. Он может повлечь за собою дефицит духовности в семье. Чтобы избежать этого, нужно окружать детей постоянным и систематическим вниманием. Начинать надо с внимания даже к малышу. Оно предполагает постоянное стремление понять его, узнать, влиять на развитие его свойств и качеств. Такое внимание требует времени, систематической, постоянной работы.
Интеграция видов изодеятельности, как средство развития творчества
дошкольников
Средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности у детей формируется эстетическое отношение к окружающей действительности, сопереживание при восприятии художественных образов. В п ...
Движущие силы педагогического процесса
Условием любого развития и движения, движущей силой являются противоречия, которые в педагогическом процессе необходимо ясно себе представлять, а нередко и специально организовывать. Из-за чего при о ...