В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
уровень мышления
уровень зрительной памяти
уровень умения выделять формы объектов
Опытно-экспериментальная работа состоит из трех последующих этапов:
констатирующий этап, включающий первый или входной срез диагностических мероприятий;
формирующий этап, предполагающий разработку и реализацию системы мероприятий по сенсорному воспитанию у младших школьников;
итоговый этап, определяется эффективность предлагаемого комплекса занятий по развитию зрительного восприятия у младших школьников средствами предмета окружающий мир
путём сравнительного анализа первого и второго среза диагностических мероприятий.
Экспериментальное исследование основывалось на принципах:
принцип комплектности проводимых диагностических мероприятий первого и второго среза;
наглядности, использование дидактических материалов с учетом возрастающей сложности и возрастных особенностей младших школьников;
сознательность и активность экспериментаторов и испытуемых.
Для входной диагностики уровня зрительного восприятия младших школьников определим следующие методики:
Уровень развития мышления младших школьников, который является одной из составляющих зрительного восприятия, определялся по модифицированная методике «Определение уровня мышления». Методика исследования сконструирована на основе некоторых методик теста структуры интеллекта по Р. Амтхауэру. Нами взято из теста 3 субтеста, включающих задания, подобранных с учетом программного материала начальных классов. Первый субтест состоит из заданий, представляющих собой словесный вариант исключения «четвертого лишнего». Данные, полученные при исследовании этой методикой, позволяют судить о владении операциями обобщения и отвлечения, о способности испытуемого выделять существенные признаки предметов или явлений.
Второй субтест - задания на умозаключение по аналогии. Для их выполнения испытуемому необходимо уметь установить логические связи и отношения между понятиями.
Третий субтест направлен на выявление умения обобщать (испытуемый должен назвать понятие, объединяющее два слова, входящих в каждое задание субтеста).
Исследование и установление уровня зрительной памяти определялось по методике И. Матюгина «Определение уровня зрительной памяти».
Исследование зрительной памяти проходит в стиле игры. Младшим школьникам предлагалось 4 задания, в которых даны картинки. Так, например в первом задании предлагалось найти различия по памяти и записать их на листке, во втором задании надо рассмотреть картинки в течении определенного времени, затем обсудить то, что он понял, потом предлагалось младшим школьникам нарисовать кто, что запомнил. Третье и четвертое задание «Запомни и нарисуй» и «Сосчитай палочки» «Запомни и нарисуй» - последних два задания на наш взгляд были самые сложные.
При выявлении уровня умения выделять формы объекта, использовалась модифицированная методика по определению показателей уровня сенсорного развития детей, в основу обследования положена диагностика Л.А. Венгера и В.В. Холмовской «Диагностика умственного развития дошкольников», описанная Т. Ротановой. Из методики было выбрано самое сложное задание для младших школьников, так как эта методика предназначена для детей старшего дошкольного возраста. В данной методике надо сравнить картинки с предложенным эталоном и разложить их по разным коробочкам. В процессе работы, чтобы младший школьник не раскладывал картинки случайно, педагог обращает его внимание на изображенные на коробках эталоны.
На основе полученных данных всех методик исследования выводилась обобщенная оценка, и определялся уровень зрительного восприятия младших школьников. Распределение детей по уровням зрительного восприятия осуществлялось в соответствии установленными границами баллов:
10 - 8,1 – высокий уровень развития зрительного восприятия;
8,0 - 7,1 – средний уровень развития зрительного восприятия;
Этапы и стадии формирования профессиональных умений и навыков
Овладение любой профессиональной деятельностью немыслимо в отрыве от усвоения ее нормативной структуры. Используя структурные единицы деятельности (цель, проект, план, продукт), можно построить модел ...
Педагогическое сопровождение элективного курса
Педагогическое сопровождение основывается на принципах системности, актуальности, прогностики, комплексности решения образовательных проблем, гуманизации образования, и должно быть направлено на реше ...