В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Зрительное восприятие у младших школьников - это развитие восприятия и формирование представлений об окружающем мире, в котором живет младший школьник. Значение зрительного восприятия в младшем школьном возрасте трудно переоценить.
Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области педагогики: Ф. Фребель, М. Монтессори и др., а также известные представители отечественной педагогики: и психологии Е.И. Тихеева, А. В. Запорожец, А.П. Усова и др. справедливо считали, что зрительное восприятие, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Зрительное восприятие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития у младших школьников, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения у младших школьников в школе, и для многих видов труда.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов зрительного восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное зрительное восприятие.
В школе младшие школьники на уроках окружающий мир знакомятся с явлениями природы, начинают осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования. В домашних и индивидуальных заданиях младшие школьники используют зарисовки, лепку из пластилина, различные подделки, аппликации и т.д. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, младшие школьник должны достаточно точно уловить особенности его формы, цвета. Конструирование требует исследования формы предмета (образца), его строения.
Младшие школьники выясняют взаимоотношения частей в пространстве и соотносят свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчетливые представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет зрительное восприятие при начертании букв.
Исследования, проведенные психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, особенно в I классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что младшие школьники не могут воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.
Но дело не только в том, что низкий уровень зрительного восприятия резко снижает возможность успешного обучения младших школьников. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду обеспечивающих успехи художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают зрительные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и другие внешние свойства предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне зрительного восприятия, достигаемом в ранние периоды детства.
Формирование готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности
Диагностика уровня готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности позволила разработать программу инновационного потенциала педагогов. Программа развития инновационного потенциала ...
Причины и трудности усвоения навыка чтения
Возможные причины (речевые, психологические, операциональные) трудностей усвоения навыка чтения приведены в таблице. Компонент чтения Симптоматика нарушения чтения Психологические и речевые причины т ...