В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Вторая проблема, без решения которой не решить первую, – гуманизация общественной жизни, т. е. очеловечивание социальных отношений. Что такая проблема существует, свидетельствуют имеющиеся многочисленные попытки ее разрушить… Человеческое – это духовное со всеми его компонентами (вера, надежда, любовь, свобода, творчество, разум и т. п.). Если оно обеспечивается в образовании, то каждый профессионал понимает свою профессию как способ служить людям и, значит, делать это с любовью, а не с повсеместным стремлением проявить власть над тем, кто от него зависит. Духовная составляющая тоже ущемлена социальной. Разумность и гуманность, вера и оптимизм, свобода и самостоятельность обретаются в умении мыслить продуктивно, соотнося собственные ценности с общечеловеческими. Если окружающий мир рассматривать системно с тремя равнозначными сферами: «природа», «общество», «духовное пространство», а субъект образования соответственно как «целостного» человека, то их бесконфликтное вполне возможно. Цели образования, сформированные в этой парадигме, требуют соответствующего им содержания и методов.
3. Какие же требования предъявляются к содержанию образования, если его цель – гармоническое существование субъекта образования «человека» с окружающим миром – «природой – обществом – духовным пространством» в их единстве и целостности? Это три взаимосвязанные части: информация о природе и понимание себя в ней, информация об обществе и понимание себя нем, информация о духовном и понимание себя в нем. В образовательных процессах происходит приращение и заявленная нами гармония (как цель образования) в требованиях к содержанию проявляется как соответствие приращений: в представлениях (объективное), в понятиях (абсолютное) в их целостности и единстве. Они взаимосвязаны, взаимодействуют.
Представления индивидуальны, от них можно перейти через чувственное, интуитивное к пониманию, которое, состоявшись, изменит представление. Через логические конструкции определений, доказательства и выводы так же можно обеспечить понимание, без которого не воспринимаются, не запоминаются определения. Субъективные представления ограничиваются социумом, когда позиция становится социальной, появляется общение с другими. Им устанавливается предел – представления других индивидов. В социуме из них выделяется некий инвариант, называемый определение. Субъективные представления корректируются объективным определением. В овладении новым содержанием сочетание представлений, определений, понятий дает наивысший результат, который проявляется во внутренней гармонии субъекта как человека (представления + определения + понятия). Гармония позиции целостного человека подвержена влиянию содержания, которое либо ее деформирует, если в исходном состоянии соответствие не наблюдалось. Ну а как же гармония содержания внутреннего и внешнего? Она недостижима, именно об этом говорил Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю». Сопоставление показывает их несоизмеримость, если рассматривать мир в целом. Но каждый соприкасается с близким ему пространством, в котором протекает его жизнь. Именно с ним он взаимодействует, именно оно обеспечивает его потребности, нормы, способности, создает среду воспитания, обучения, развития – образовательное пространство. Стремление его понять реализуется через овладение новой информацией (содержанием) и новыми способами действий (методами).
Если содержание структурировано в виде «тоннеля», по которому протаскиваются обучающиеся, то условия для развития собственных «хочу» и «могу» просто нет. Стало быть нет условий для упражнений в управлении потребностями (воспитания), для выращивания способностей (развития), есть только репродуктивное восприятие пути, по которому прошли многие. Сегодня этого мало. Нужны упражнения в размышлении, выборе, творчестве…; нужны деятельные способы, так как только в действии развиваются способности. И стало быть нужна другая структура содержания, соответствующая структуре окружающего мира, который не тоннель, и ходим мы по нему не только вперед и прямо, а постоянно изучаем то, что вокруг, что нас окружает, это и познаем. Пространственная «планетарная» модель обеспечивает три координаты пространства: биологическое, социальное и духовное. В духовном мы самоопределяемся: сопоставляем внутреннее и внешнее, размышляем, сомневаемся, принимаем решение. Там складывается человеческое нашего внутреннего содержания. В социальном обмениваемся содержанием (интеллектуальным, эмоциональным, материальным). И должны произвести свое содержание и оформить, понять и оценить чужое, иметь представление о множестве норм регулирующих обмен, быть готовыми к культурному социальному взаимодействию, овладев критериями деятельности. В отношениях с природой развиваются способности, в способах деятельности проявляется уровень цивилизованности, складывается экологическая культура.
Политика в области
профилактики аддиктивного поведения
Политика, как её определяет европейская конференция ВОЗ по политике здоровья, это согласие, консенсус среди партнёров о том, какие проблемы необходимо решить, и о том, каким способом или с помощью ка ...
Работа социального педагога с одарёнными детьми
Одарённость – это высокий уровень развития каких-либо способностей. Одарённость бывает различной: - социальная (лидерская), она не вызывает беспокойства ни в школе, ни в семье; - художественная (музы ...