В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Хорошая книга и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению: "Чтобы воспитать, тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение". (А.П. Чехов). Интересы нынешних маленьких детей часто сводятся к телевизору, электронным игрушкам, компьютерным "стрелкам", и "ужастикам". Поэтому книги уходят на задний план. А родители бьются над тем, чтобы научить и заставить ребенка читать. Но как, когда вокруг столько соблазнов? После обследования 100 тысяч 15-летних подростков в 32 европейских стран немецкие ученые пришли к выводу, что чем больше ученики пользуются компьютерами в школе и дома, тем хуже их результат в изучении языков и математики. В то же время наличие дома у учащихся большой библиотеки положительно влияет на успехи в школе.
Дома компьютеры очень часто отвлекают детей от домашнего задания. И в школах, где занятия проходят на компьютерах, ученики показывают худшие результаты. Чтобы книга помогла дать ребенку заряд добра и светлого взгляда на мир, родители должны придерживаться двух правил в отношении ребенка: - во-первых, воспитывать маленького читателя личным примером;
во-вторых, ничего не делать за ребенка, если он все умеет делать сам.
Основное условие успешного формирования ребенка - читателя в семье - это единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей.
В доме должны быть книги - и у взрослых, и у детей, т.к "дом без книг, подобен телу, лишенному души". Истина, которая была известна древним римлянам.
Книги должны быть разнообразными и необходимыми. На полках необходимо разместить: книги-справочники, научно-популярную литературу, любимые в семье книги для взрослых и детей. Многие учителя, да и родители тоже недовольны тем, что дети не любят читать.
Заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь. И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. А ведь каждая книга должна прийти к ребёнку в определённом возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться. Меняется отношение к чтению у детей.
Для чтения детей характерно:
постепенное снижение интереса к печатному слову, падение престижа чтения;
сокращение чтения в свободное время;
изменение характера чтения;
преобладание "делового" чтения над "свободным";
возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе.
Педагоги всерьёз озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети и не интересуются, какими книгами они увлекаются. Родители в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды.
При таком положении школа, а не сам ребёнок, определяет необходимость чтения и его репертуар. Ученик идёт в библиотеку, чтобы выполнить задание учителя. Общение с книгой дома или в библиотеке он воспринимает как продолжение урока за рамками класса.
Это так называемое “изучающее чтение” по мотивации - вынужденное чтение. Принудительное чтение отрицательно сказывается на его качестве. Отсюда спрос на книги с готовыми домашними заданиями и сочинениями, на свёрнутую энциклопедическую информацию, на скачивание рефератов из компьютера.
Если мотив идёт не от личности школьника, то результат чтения её не касается. А между тем привитие детям интереса к чтению на 90% зависит от родителей.
Искусство и литература развивают память, мышление, фантазию, воображение и способность к творчеству. В своё время Дидро справедливо утверждал: "Люди перестают думать, когда перестают читать. Они теряют способность сострадать, сочувствовать, если не приобрели или потеряли интерес к чтению". От того, какие книги читает ребёнок, во многом зависит, каким человеком он станет. Книга воспитывает и формирует нравственные качества личности, духовный мир школьника, так как через неё происходит передача нравственных ценностей и норм от одного поколения к другому поколению.
С.Я. Маршак писал: "Литературе так же нужны талантливые читатели, как и писатели. Именно на них и рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные силы. Художник - автор берёт на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник - читатель".
Таким образом, чтение - это своеобразный диалог между человеком и книгой, требующий усердия, работы ума и сердца. Но зато он даёт незабываемые впечатления и знания. Книги делают человека лучше, а это одно из основных условий, чуть ли не единственная цель искусства. Все вышесказанное обусловило необходимость целенаправленной работы по привитию интереса к книге.
Урок анализа художественного текста в 5 классе
Урок литературы в 5 классе по теме «Стихи русских поэтов 19 века о Родине и природе». Волшебница зима (мастерская слова) Тип урока: Урок-обобщение. Вид урока: Интегрированный (литература, музыка, ком ...
Методики диагностики сформированности коллектива
Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива. Ход проведения. Школьнику предлагается ознакомиться с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утвержден ...