В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Для закрепления знаний, приобретенных в процессе обучения, существуют специальные уроки называемые обобщающими. На данных уроках систематизируются знания. Анализ заключительных уроков по учебным темам школьного курса показал, что в большинстве случаев на этих уроках проводится лишь повторение и закрепление рядоположных знаний, полученных в процессе изучения темы, а для развития школьников важно, чтобы учебный материал периодически переосмысливался в единой системе, возможно более широких и разносторонних связях. Сущность проведения этих уроков заключается в наглядном преобразовании систематических, рядоположных знаний, полученных на уроках в ходе изучения той или иной учебной темы, в знания, образующие систему.
Обобщающие тематические уроки
Знания, включенные в систему, приобретают за счет связей и отношений новые качества. Исходя из этого, на уроках тематического обобщения важно научить учащихся выявлять взаимные связи и определить отношения между отдельными компонентами знаний, фиксировать их, составляя обобщающие схемы итоговых знаний по изученным темам.
Смысл процесса систематизации знаний на тематических обобщающих уроках заключается в нахождении места новым знаниям в системе ранее изученных. Процесс обобщения – это нахождение общего, существенного в приобретаемых знаниях, выявление их познавательной, практической и мировоззренческой значимости. Наиболее существенной чертой системных знаний является их взаимосвязь и взаимообусловленность.
Структура урока обобщения и систематизации знаний, прежде всего, должна соответствовать логике процесса систематизации и обобщения знаний, в котором предполагается следующая последовательность действий: от восприятия, осмысления отдельных фактов, понятий к формированию учащихся сложной системы знаний, к овладению основными теориями и ведущими идеями как метод познания.
Таким образом, в уроке обобщения и систематизации можно выделить следующие структурные звенья или этапы:
1. Подготовка учащихся к восприятию качественно новых знаний и умений, полученных в ходе преобразования в систему ранее изученных понятий, законов, теорий (это качество знаний называют системностью)
2. Сообщение темы, цели, задач урока и их мотивация.
3. Воспроизведение и коррекция опорных знаний
4. Совершенствование знаний учащихся в процессе систематизации и обобщения на основе ведущих законов и теорий:
а) объединение ранее полученных знаний учащихся в систему и оформление этой системы знаний в схему.
б) выявление взаимосвязей между различными знаниями, их практической значимости, формирование мировоззренческих выводов.
в) подведение итогов урока.
г)домашнее задание.
Формой работы данных урока является сочетанием коллективной и индивидуальной работы учащихся.
Урок обобщения учебного материала по теме – процесс довольно-таки сложный. Успех урока зависит от его глубины и яркости – от того, несколько захватывает учащихся. Поэтому, продумывания организацию и проведение обобщающих уроков, мы предусматриваем:
1.Различные виды самостоятельной работы, требующие как репродуктивной, так и продуктивной деятельности учащихся.
Теория врожденных способностей и идей
Если детскую природу нельзя признать безразличной, только простым материалом, который формируется опытом, то в ней следует видеть нечто более или менее определенное. К качественно определенным способ ...
Школа диалога культур
I. Исходные предпосылки. Мы исходим из того, что школа призвана подготовить человека, способного отвечать не только требованиям уже сложившейся, наличной ситуации, претендующим на всеобщую нормативно ...