В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Смена поколений в двадцатом веке российской истории сопровождалась сепарированием общественного сознания. Насаждаемая долгие годы «первичность материального» проявляется сегодня как утрата духовного в истинном смысле: разумности, продуктивного мышления, свободы выбора, творчества и т. п. Пример тому – те чудовищные разрушения, которые совершаются сегодня… Вероятно, ростки разумности не получили благодатной социальной почвы, не взращивались наставниками, не становились ценностью. Репродуктивное мышление в системе образования занимает господствующие позиции, воспроизведение материализованной информации стало главным критерием результативности образовательных процессов. Укоренившиеся подходы к содержанию образования направлены на получение информации в готовом виде, не производя собственного интеллектуального продукта, продуктивного знания. Только строго системное структурирование создает условия для поиска связей, для рождения мысли, т. е. для продуктивного мышления.
Типичным для российских социальных отношений долгие годы было отсутствие свободы выбора, как в бытовой сфере, так и в профессиональной. Позиция исполнителя, не создавая условий для выбора, для принятия решения, для самоопределения, не упражняет в размышлении, а исполнение указаний – в разумности. Социальный заказ на такого специалиста система образования исправно выполняла.
В педагогике сложилось представление о творческой личности как об исключительной, особой одаренности. Однокоренное со словом «творец» творчество – это проявление духовности в каждый момент озарения, понимания и сопутствующего им подъема над обыденностью. Всякий раз, когда обучающийся ежедневно многократно упражняется в понимании, в совершении собственного, объективного открытия истины, он – творец, он сотворил собственную мысль, продолжив чужие, он – производитель, т. к. произвел интеллектуальный и эмоциональный продукт, он упражняется быть человеком разумным.
Выявление главного несоответствия в жизнедеятельности общества как надуманного противопоставления материального и духовного позволяет понять первоисточник проблем и конфликтов в современной образовательной ситуации и предложить новые синергетические подходы его преодоления.
Логику их осмысления целесообразно представить в виде постановки ключевых вопросов. Как распределены субъектные позиции в цепочке: общество – педагог – ученик, или: ученик – педагог – общество? Каково представление о субъекте образования? В чем состоит предназначение образования? Каковы его цели? Что должны содержать образовательные программы? Каковы наиболее оптимальные способы, методы образования? Что и как оценивать в результате образовательных процессов, каковы критерии его качества?
Прежде чем выстроятся подходы, определимся по некоторым ключевым понятиям. В школе происходит процесс взросления, который характеризуется осознанностью действий… и меняет внутренний образ. И поэтому образовательный процесс можно определить как осознание собственных действий, взаимодействий с окружающим миром. Если образовательный процесс специально организован, то он называется педагогическим процессом. Будем говорить о последнем, имея в виду, что педагогический процесс безусловно образовательный, тогда как не всякий образовательный процесс является педагогическим.
1. Вопрос о субъекте образования. Закон РФ «Об образовании» во главу всей образовательной деятельности поставил ученика (в широком смысле), объявив тем самым его субъектом образования. Это он является заказчиком на высокий результат образования, на высокое его качество, которое обеспечивало бы каждому бесконфликтное существование с окружающим миром, понимание происходящего вокруг, соответствие собственной субкультуры культуре общества, овладение цивилизованными способами взаимодействия с природой – экологическую культуру. Российское образовательное пространство громадно и громоздко, инертно и разнообразно. Цепочка: общество à педагог à ученик получила команду «Кругом!»: ученик à педагог à общество! Но системе образования не хватает гибкости, подвижности чтобы ее осуществить, разворот идет крайне медленно и пробуксовывает на оси, которой, при любом состоянии (прежнем, новом, промежуточном), является педагог: его внутренняя позиция, цели, содержание, методы. Именно он обеспечивает результат, именно он обусловливает – каким быть новому поколению, ибо тиражирует не только содержание своего предмета, но и свой тип мышления, общения, осознания происходящего. Изменения в обществе, происходящие в экономике в режиме реформирования… обречены на дополнительные препятствия из-за неадекватности изменений в сознании людей, результатом которых должно быть понимание, убежденность и конкретные действия. Эта функция за системой образования, если она для жизни, для деятельности, и если именно так воспринимает и обеспечивает ее общество.
Система обобщающих уроков и формы их организации при формировании основных понятий курса химии
Для закрепления знаний, приобретенных в процессе обучения, существуют специальные уроки называемые обобщающими. На данных уроках систематизируются знания. Анализ заключительных уроков по учебным тема ...
План-конспект урока производственного обучения
Профессия: Монтажник технического и электрического оборудования. Название дисциплины: Слесарное дело Тема урока: Опиливание криволинейных плоскостей. Цели урока: Образовательная: - сформировать знани ...