В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Если бы людям, склонным к такой деятельности, пообещали любые блага взамен отказа от творчества или предложили бы получить результаты в готовом виде, без всякого их активного участия, многие отвергли бы эти предложения ради радости от самого процесса поиска. Даже угроза наказания не в состоянии одолеть эту потребность. Тарас Шевченко в условиях солдатчины вопреки запрету писал и рисовал при любой возможности. Таких исторических примеров можно привести много. Известно, что в жестоких условиях царской тюрьмы многие революционеры спасали свое физическое и психическое здоровье, погружаясь в интенсивный интеллектуальный труд, например, народоволец Морозов Н.А. именно за многие годы заключения окончательно сформировался как ученый. В "Шахматной новелле" Цвейга с убедительной художественной силой показано, как творческий человек способен спасти свой разум в самых, казалось бы, беспросветных условиях: находясь в одиночной камере и разыгрывая в уме различные шахматные этюды, он добивается выдающихся успехов и одновременно дает выход своей незаурядной активности. Разумеется, жизненная стойкость и активное поведение революционеров и борцов за прогресс человечества во многом определяется их мировоззрением, идеологией, которые не дают угаснуть поисковой активности вопреки всем жизненным трудностям. Но большое значение имеет и то, что поисковая активность, реализуясь в разного рода творчестве, как бы сама себя поддерживает.
Если же действительно удается помешать творческому процессу, то может развиться тяжелое заболевание, ведь при этом ущемляется очень значимая потребность. Этим же обусловлены, по-видимому, и упомянутые выше болезни достижения, в том числе депрессия достижения, когда поисковое поведение отвергается самим человеком в связи с полной удовлетворенностью сложившейся ситуацией и риском случайно изменить ее к худшему. Но это самообман. Несмотря на объективное благополучение, у человека, якобы почившего на лаврах, нередко возникает сначала смутное ощущение беспокойства, тревоги, недовольства собой, подавленности, так что он нередко с облегчением вздыхает, если ситуация вдруг начинает вновь требовать активных действий. Можно проследить закономерную динамику переживаний от заклинания: "Пусть все будет не хуже, чем сейчас" через опасение: "Все слишком хорошо, чтобы так могло продолжаться долго" до мольбы: "Если уж чему-то суждено случиться, пусть это произойдет немедленно". Это ощущение неопределенной угрозы связано с подавлением потребности в поиске. Но, конечно, для этого она должна быть ярко выражена, пусть даже сам человек ее не осознает.
Болезни достижения возникают уже после того, как человек преодолеет серьезные трудности и добьется значительных успехов, т.е. когда состояние стресса уже должно было бы оставаться в прошлом. Прекращается поисковая активность и человек негативно расслабляется, оставаясь без целей и потому жестоко страдая от недостатка творческого горения.
Очень часто преуспевший человек не может понять, почему жизнь не доставляет ему той полноты счастья, на которую он рассчитывал, когда шел к своей сверхцели, боролся за успех, плодами которого хотел бы теперь воспользоваться. Не понимая, что беспокоит его неудовлетворенная потребность в поиске, он начинает придумывать себе различные причины своего беспокойства, создает псевдопроблемы, пытается их решить - и таким не слишком продуктивным, а иногда и вредным для общества способом реализует свою активность. Известно, какую опасность может представить для научного сообщества человек, добившийся высокого административного положения и прекративший творческую работу. Вокруг такого руководителя нередко возникают интриги и склоки, в которые он и вкладывает оставшуюся без полезного употребления активность. Потребность в поиске требует удовлетворения любым путем, и если человек закрывает для себя путь вперед, в сторону новых свершений из опасения потерять достигнутое, - он неизбежно начинает двигаться назад, прежде всего в морально-этическом аспекте. Активность приобретает разрушительный характер. Одному из главных героев романа О. Форш "Одетый камнем" его возлюбленная говорит: "Кто убил в себе художника, становится злодеем". Нереализованная активность может найти выход в преступлении - перед другими или перед самим собой, ибо потребность в поиске должна удовлетвориться тем или иным способом.
Условия реализации инновационной деятельности в образовательном учреждении
Развитие школы не может осуществляться иначе, чем через освоение нововведений, через инновационный процесс. Перемены не происходят только потому, что один человек или даже несколько руководителей пож ...
Экспериментальная проверка эффективности индивидуализированных заданий в
обучении английскому языку учащихся 7 класса
В задачи экспериментальной работы по организации индивидуализированного обучения устно-речевому аспекту английского языка учащихся 7-го класса средней общеобразовательной школы входили эксперименталь ...