В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Когда мы говорим о ритме в вокальной музыке, то мы имеем в виду ритм речи, ритм мелодии и ритм сопровождения. Каждый из них в отдельности имеет определенное значение для запоминания текста. Решающим фактором в этом комплексе ритмов музыкального и вербального характера является их влияние на ритмику физиологических процессов.
По мнению физиологов, музыкальный и стихотворный ритм – это два разных вида физиологических раздражителей с разным входом и местоположением в центрах хранения информации. Можно предполагать, что музыкальный ритм усиливает стихотворный и образует больше временных связей в обоих полушариях головного мозга, отчего легче и успешнее удерживается в памяти соответствующая информация.
Связь речевого и музыкального ритма при пении дает возможность говорить об усилительном значении общего ритма песни для запоминания. И все же, хотя, между этими двумя ритмами много общего, ритм слов песни и ритм музыки - это два разных физиологических раздражителей.
Полярность эмоций (положительных и отрицательных) находит свое отражение в музыки. Конкретизация их осуществляется посредством мажора и минора. Традиционно мажор воспринимается с радостными, светлыми, положительными чувствами, а минор – с грустью, печалью, скорбью.
Известно, что в песне, написанной в мажорной тональности, лучше запоминаются слова, а в песне с минором – на более длительный срок остается мелодия. Определенную роль в запоминании слов играет тональность, в которой исполняется песня. Тональность раскрывает человеческие переживания, оттенки чувств, настроение. Таким образом, правильно выбирая тональность используемой песни, можно добиться управления положительными эмоциями, что в конечном итоге скажется на запоминании текста песни.
Также важна мелодия. Мелодия издавна понимается как способ выражения не собственно чувств, а различных состояний человека – настроений, сопровождающих чувства.
В классическом понимании мелодия – это одноголосно выраженная музыкальная мысль. Почти каждая мелодия состоит из последовательности восходящих и нисходящих движений, уравновешивающих друг друга. На запоминание мелодии и вербального текста влияет ряд других факторов, которые непосредственно относятся к мелодии: выразительность мелодии, ее ладовый строй и некоторые характеристики, которые могут являться объектом изучения специальных музыковедческих исследований.
Определенную роль в запоминании текста песни играет и вид аккомпанемента. Немаловажное значение здесь имеют возрастные особенности, интересы учащихся.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что не всякий песенный материал целесообразен и эффективен в учебном процессе. Опыт преподавания и специальные дидактические эксперименты свидетельствуют о том. Что дидактически эффективным оказывается лишь применение такого песенного материала, у которого выразительным и художественно ценным является и текст, и мелодия в гармоничном соответствии и взаимодействии. И, наоборот, неправильно построенная мелодия способна оттолкнуть даже человека с достаточно развитым музыкальным слухом.
Таким образом, целенаправленное применение песен в учебном процессе подтвердило на практике, что быстрое и устойчивое запоминание текста песен, т.е. лексики и грамматических конструкций, содержащихся в песне, обеспечивается в основном наличием таких характеристик музыкально – учебного материала как рифма. Ритм, аккомпанемент, тональность и мелодия, среди которых последняя является решающим.
Методические требования к проведению урока – игры
При организации уроков - игр с математическим содержанием необходимо продумать следующие вопросы методики: Цель игры. Какие умения и навыки в области математики дети осваивают в процессе игры. Какому ...
Цели и процесс игры
Так как игра – основной вид деятельности человека. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе человека. В процесс игры вовлекается ВСЯ личность: познавательные процессы, ...