В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
При догматическом обучении канонизированное содержание должно было быть усвоенным буквально, а субъект обучения редуцировался к объекту воздействия обучающего, по модели: «учитель à ученик». При такой системе поток знаний однонаправлен от учителя к ученикам, и проблема познавательной активности учащихся не ставится.
Систематические основы активного обучения закладывались в конце 70-х гг. в исследованиях психологов и педагогов по проблемному обучению в контексте школы, что затруднило внедрение проблемного обучения в вузовский дидактический процесс.
В целом следует отметить, что какие бы методы обучения из рассмотренных во второй главе — активные, интенсивные или проблемные — ни применялись, для повышения эффективности вузовского обучения важно создать такие психолого-педагогические условия, в которых студент может занять активную личностную позицию и в полной мере проявить себя как субъект учебной деятельности. Речь должна идти об уровне и содержании активности студента, обусловленной тем или иным методом обучения. Дидактический принцип активности личности в обучении и профессиональном самоопределении обусловливает систему требований к учебной деятельности студента и педагогической деятельности преподавателя в едином учебном процессе. В эту систему входят внешние и внутренние факторы, потребности и мотивы, образующие иерархию. Соотношение этих характеристик определяет выбор содержания воспитания, конкретных форм и методов обучения, условия организации всего процесса формирования активной творческой личности.
Практическое изучение познавательной сферы студентов политехнического и гуманитарного направлений показало, что в существующих на сегодняшний день условиях образования у политехников наиболее развитыми навыками оказываются память и внимание. Конечно, и мнестические процессы и навыки концентрации и удерживания внимания являются необходимыми для будущей профессиональной деятельности, однако взятые сами по себе они ничего не дают для личностного развития студента. Можно утверждать, что эти навыки являются своего рода предпосылками для формирования активности студента, его личностного отношения к образованию и будущей профессии.
Изучение логического мышления и воображения показывает недостаточную развитость последнего у студентов технических специальностей. Данный факт является показателем того, что современная система подготовки инженерных кадров направлена на развитие абстрактно-понятийного мышления в ущерб наглядно-образному (в случае студентов гуманитарных факультетов наблюдается обратная картина). Между тем в психологии уже давно доказано, что процессы творческой активности (в том числе и в сфере научно-технического и инженерного творчества) неразрывно связаны с продуктивной работой воображения, и что творческое сознание работает в первую очередь с образами, а не с понятиями и схемами (в качестве подтверждения можно сослаться, например, на слова Эйнштейна, приводимые в третьей главе).
Таким образом, эффективное формирование активности студентов политехнического образования должно опираться на следующие принципы. Во-первых, переходить от воспитания навыков внимания и памяти на формирование позитивной мотивации обучения и самообучения студента. Внимание ценно только в том случае если оно направляется на профессионально значимые объекты реальности, необходимо не просто сформировать эти навыки, но обеспечить их направленность на профессиональные цели. Аналогично дело обстоит и с мнестическими способностями. Во-вторых, необходимо обеспечить развитие воображения и образного мышления студентов. Именно такие цели должны преследовать изменения в содержании и формах политехнического образования для того, чтобы обеспечить формирование активности студентов.
Диагностика уровня сформированности дружеских взаимоотношений
у детей младшего дошкольного возраста
В соответствии с требованиями Программы воспитания и обучения в детском саду ребенок к 4 годам приобретает опыт дружеских взаимоотношений в среде сверстников. Продолжается работа и по воспитанию вежл ...
Сущность методической работы
Ведущие направления в развитии образования, определенные «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года», могут быть реализованы при условии постоянного совершенствования пед ...