В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Следует отметить, что мышление может принимать частично непонятийный или нелогический характер не только из-за своего содержания. Мышление — это вид деятельности. Поэтому оно определяется не только внешними источниками (задачей и объективными данными), но и внутренними, личностными источниками, т. е. потребностями субъекта в форме влечении и установок. Эта обусловленность мышления мотивационной сферой человека чревата серьезными опасностями. Внутренние побуждения могут выступать помехами правильному мышлению. Например, они могут, создавать представления и понятия, не соответствующие реальности, а отражающие лишь отношения человека к ней (желания, мечты). Несколько слабее подобное проявляется в некритичности мышления, когда человек принимает любые возникающие у него (или предложенные ему) объяснения и решения, не испытывая потребности проверить их.
На ход мышления существенно влияет возможная предвзятость человека. Она может привести к так называемой ригидности, или шаблонности мышления, когда определенное понятие или решение используются по привычке, на основании соответствия предвзятым ожиданиям или отношениям к действительности. Во всех названных случаях мышление перестает выполнять основную задачу — давать верное отражение действительности и ориентировку в ней.
Наконец, при неумении использовать категории возникает так называемый синкретизм мышления. Мышление становится расплывчатым, неопределенным, диффузным, не способным выделить существенное. Окружающие явления и их свойства выделяются, объединяются и классифицируются не по категориям части, качества,. количества, причины, следствия, формы, сущности, а на основе случайных чувственных впечатлений и переживаний.
Универсальный компонент любого учения — запоминание: совокупность действий обучающегося, направленных на овладение им учебным материалом (не следует смешивать с «зазубриванием», которое, как правило, является результатом беспомощности учащегося, не умеющего организовать продуктивное запоминание).
Первое условие запоминания можно сформулировать. так: то, что необходимо узнать и усвоить, должно быть выделено человеком из всех остальных воспринимаемых сторон внешнего и внутреннего мира. Мало смотреть — надо увидеть, мало слушать — надо услышать.
В исследованиях было показано, что установка, т. е. готовность к событию, определяет сроки, прочность и характер запоминания. Учение с установкой «до экзамена» сохраняет знания лишь до выхода из экзаменационной аудитории, с установкой на приблизительное запоминание дает приблизительные знания. Восприятие информации без установки на запоминание часто вообще не дает никаких знаний.
Таким образом, внимание и установка на учение — внешние выражения направленности психической и практической, деятельности студента на результаты, цели или процесс учения. Такая направленность достигается связыванием этих основных сторон учения с внутренними, внешними и личностными детерминантами деятельности индивида. Результаты учения определяются не только субъективными факторами (отношением к предмету), но и объективными (свойствами самого заучиваемого материала).
Частичная или полная предсказуемость следующего элемента обусловливается наличием в заучиваемом материале более или менее отчетливых закономерностей. Эти закономерности могут отображаться в жизненном опыте человека, в его знаниях и понятиях. Они могут быть связаны с формальными ограничениями возможных выборов, например с ритмом, размером строки, рифмой. Этим, по-видимому, объясняется сравнительно легкое заучивание стихов. Благодаря этому трудность запоминания нового учебного материала при прочих равных условиях зависит от его связи с имеющимся у ученика опытом, знаниями и умениями. Чем больше таких связей, тем материал легче для запоминания, и наоборот (при прочих равных условиях).
Если учебный материал служит основной предпосылкой, а внутренняя установка — условием, то повторение и упражнения являются основными средствами запоминания, они нужны для закрепления, запечатления усваиваемого материала и действий. Однако многие опыты и наблюдения обнаружили, что само по себе многократное повторение может не давать ожидаемого результата. Так, многократное выполнение одних и тех же действий не дает их совершенствования, если учащийся не, получает информации о результатах действий — их правильности, ошибочности. Следовательно, повторение нужно не просто для запечатления, а для уточнения и совершенствования знаний и действий, оно есть средство проверки и исправности достигнутых результатов. Кроме того, повторение позволяет обнаружить все новые и новые связи элементов учебного материала между собой и с опытом учащегося. Тем самым увеличивается объем осмысленного учебного материала. Активное повторение, приводящее к запоминанию, — это не просто многократное восприятие: в активном повторении при каждом новом воспроизведении учащийся психологически имеет дело с несколько иным новым материалом, обогащенным предыдущей умственной переработкой, пронизанным связями, которые ранее не были обнаружены.
Как воспитательные задачи можно решать с помощью игры
Переход от дошкольного детства, где доминирует игра, к школьной жизни и учебе в ВУЗе, где основное – учёба, должен быть педагогически продуманным. Изучение развития детей показывает, что в игре эффек ...
Общая характеристика понятия «социальная работа», «социально педагогическая
работа»
Социальная работа как особая отрасль профессиональной деятельности в Украине едва достигла десятилетнего возраста, поэтому представление о ней в научной литературе находится в процессе становления. С ...