В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Форма – это то, благодаря чему какое – то явление существует для восприятия; это способ существования чего – либо; это плоть содержания. В «философской энциклопедии» понятие форма определяется так: «форма есть внутренняя организация содержания. Форма обнимает систему устойчивых связей предмета».
Всякое явление, будь это вещь, событие, чувство, мысль, имеет свою форму, существуя через неё для другого, и благодаря этой форме вообще существует, разместясь в ряду действительных явлений, утверждая своё отличие от других .
Социальный педагог в своей работе с детьми, оставшимися без попечения родителей пользуется как формами воспитания, так и формами обучения.
Воспитательный процесс, как любое социально – психологическое и культуросообразное явление, имеет форму. Коль скоро субъекты организованного процесса индивидуальны и неповторимы, то сочетание методов и подбор средств, обусловленные индивидуальным своеобразием педагога, определяет неповторимость и своеобразие формы воспитательного процесса.
Форма воспитательного процесса – это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определённом логическом обеспечении метода работы с детьми.
Если это изобразительное средство – его рассматривают.
Если это звуки, их слушают.
Если это материал, им манипулируют.
Если это инструмент, им оперируют, преобразуя материал.
Если это текст, его читают.
Так рождается форма деятельности группы детей или отдельного ребёнка, которому предложено определённое средство. Привлечённое средство задаёт форму.
Сочетание картинок, музыки, юмора, нежности, тишины, цветов – вот один образ.
Сочетание учебника, дневника, режима, опроса, контроля – вот другой образ.
Форма логически вытекает из аналитической педагогической оценки средства. Отобранное средство диктует форму, и педагог прямо следует за этим диктатом, лишь шлифуя форму, придавая ей завершённый вид.
Завершённая форма представляет для стороннего наблюдателя как плод фантазии, выдумка. Именно так преподносятся так называемые «инновационные формы работы».
Категорию формы зачастую употребляют в суженном значении, подразумевая лишь форму работы с детьми на какой –то данный момент. Например, говорят: «Педагог избрал игровую форму», «педагог провёл тренинговую форму» и т.д. Тогда формой становится конкретная разновидность либо метода, либо воспитательного воздействия. При тесном переплетении понятий «метод» и «форма» (метод для восприятия облечён в какую – то форму непременно) говорить о «формах» работы с детьми трудно, так как, скорее, речь идёт о «методе» работы с детьми.
Форма воспитательного процесса выполняет чрезвычайные назначения: благодаря увлекательной, интересной, захватывающей форме, воспитанник проживает удовлетворение от взаимодействия с объектом, этот миг удовлетворения становится основанием для принятия объекта как личностной ценности в структуре личности. Пленительность эпизода жизни переносится на объект – теперь пленительным для субъекта становиться сам объект. Так, испытав духовное наслаждение на конкурсе чтецов, один ребёнок проявляет любовь к стихам, пленяясь их мелодичностью, другой открывает для себя своих товарищей, удивляясь их талантам, третий обнаруживает ценность слова, вмещающего в себя бурю чувств.
Форма обеспечивает пленительность всего воспитательного процесса. Поэтому очень важно продумывать и оформление комнат, классов и одежду учащихся.
В поисках формы педагог исходит из содержания: отбирает оптимально средство, которое бы наилучшим образом несло на себе нагрузку внешнего оформления идеи. Ребёнок же от формы идёт к содержанию: он воспринимает внешнее, продвигаясь к сути; он увлекается формой, что бы потом принять идею.
У формы есть ещё одно ключевое назначение: она помогает дифференцировать педагогическое влияние, подчёркивая особенность малышей и старших, девочек и мальчиков, подростков и юношей.
Что бы найти соответствующую форму, надо поискать её вместе с детьми, знакомясь с их пристрастиями, вкусами, предпочтениями. Иногда педагоги проводят творческие конкурсы на лучший проект реализации какой – либо идеи.
Принципы и правила взаимодействия школы с родителями
В настоящее время в связи с переходом на личностно-ориентированную модель взаимодействия с ребенком признается приоритет семейного воспитания над общественным. Поскольку индивидуальность ребенка изна ...
Требования к созданию и применению электронных образовательных ресурсов
Говоря о месте электронных ресурсов в учебно-воспитательном процессе, необходимо учитывать особенности современного состояния образовательной системы, в которой соседствуют различные формы обучения, ...