В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Дидактическим материалом для элементарного этимологического анализа могут быть слова: черника, земляника, сад, огород, подснежник, вторник, среда, четверг, пятница, подосиновик, подберезовик, ельник, осинник, дубрава и другие подобные слова.
Уже на третьем году жизни дети улавливают эмоциональную окраску слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Конечно, понимая и запоминая слова с этими суффиксами, они не могут выделить их самостоятельно. Этого и не надо делать преждевременно. Воспитатель должен довольствоваться тем, что дети понимают смысл сказанного слова, а эмоцию ласки, нежности они улавливают безошибочно. Понимают дети и значение слов с увеличительными (-ищ-) и пренебрежительными (-ишк-) суффиксами, но последний осмысляют как выражающий чувство жалости, сострадания.
— Волчишка, — сказала девочка, — это бедненький волчик.
Полезно привлечь внимание детей к некоторым (очень немногим) смысловым суффиксам: -Онок-, -ёнок: медведь — медвежонок, утка — утёнок; -иц-а: медведица, львица, волчица, верблюдица.
В дошкольном возрасте дети должны усвоить смысл большинства приставок.
Работа над строением слова организуется в связи с усвоением грамматических форм.
5. Упражнения для усвоения антонимов. (Для детей от шести лет).
Работа по сопоставлению слов-антонимов чрезвычайно полезна для интеллектуального развития детей. Она помогает детям усваивать смысл отвлеченных слов (поскольку большинство антонимов — понятия отвлеченные), запоминать эти слова, т. е. обогащать индивидуальный словарь каждого ребенка, укреплять способность сравнивать на уровне абстракции, т. е. без опоры на реальные предметы. Само по себе сопоставление слов-антонимов чрезвычайно увлекает детей, почти не требуется никаких особых приемов, чтобы детям было интересно учиться. Но возможны и специальные лексические упражнения.
а) Усвоение антонимов большой — маленький.
Дети должны охарактеризовать величину (большой — маленький) пар предметов: зверей на картинках; объемных геометрических тел — кубов, шаров, пирамид, колец и т. д.; плоскостных изображений геометрических фигур.
б) Усвоение антонимов низкий — высокий, узкий — широкий, мелкий — глубокий можно начать во время прогулки по улице, в парк, к пруду и т. д. Дети с помощью воспитателя сравнивают пары деревьев, кустов; заборы, дома, окна, двери; лужу и пруд и т. д.
Дополнительным дидактическим материалом для специальных занятий по усвоению этих антонимов могут быть: 1) наборы строительных материалов для дома, двора, сада; 2) наборы картинок, геометрических тел; 3) посуда.
в) Усвоение антонимов вниз (внизу) — вверх (вверху), вперед (впереди) — назад (сзади), далеко (вдали) — близко (вблизи) также надо начать на прогулке, во время экскурсии в природу, при знакомстве с городским транспортом («далеко — близко идет автомобиль, трамвай, автобус»; «кто бежит впереди, а кто сзади», «мяч летает вверх и вниз» и т. д.).
Дополнительным дидактическим материалом может быть: 1) фланелеграф с набором любых картинок; 2) мультфильм, 3) любые игры, где можно рассаживать ребят или кукол впереди и сзади.
г) Усвоение антонимов — однокоренных глаголов: входить — выходить, вбегать — выбегать, въезжать — выезжать .; завязывать — развязывать, загибать — разгибать, загораживать — разгораживать .; подбегать — отбегать, подводить — отводить, подносить — относить, подплывать — отплывать, подъезжать — отъезжать .; прибегать — убегать, привозить — увозить, прилетать — улетать, приходить — уходить; разбегаться — сбегаться, разливать — сливать, развязывать — связывать, развинчивать — свинчивать и т. д.
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного
материала В. Ф. Шаталова
Методическая система педагога В. Ф. Шаталова позволяет успешно решить одну из труднейших педагогических задач - приобщить каждого школьника к ежедневному напряжённому умственному труду, воспитать поз ...
Методика преподавания русской литературы ХХ века на
примере произведения Набокова «Обида
I. Характеристика Форма работы: система малых групп + мастер. Подход к ребенку: свободное образование и воспитание. Преобладающий метод: проблемно - поисковый, диалогический Категория обучающихся: уч ...