В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Цель исследования заключалась в следующем: изучить особенности формирование у дошкольников основ здорового образа жизни.
В связи с эти в практической части работы были поставлены следующие задачи:
Выявить уровень знаний детей о культуре здорового образа жизни.
Подобрать и апробировать дидактические игры, занятия-развлечения, специализированную литературу направленные на формирование у дошкольников культуры здорового образа жизни.
Выявить результативность использования данных средств для формирования культуры здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
На первом этапе работы был использован опросник для детей. Цель: изучить особенности отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни, особенности знаний детей о здоровье человека. Дошкольникам были предложены следующие вопросы.
1. Скажи, пожалуйста, как ты понимаешь выражение «здоровый человек? Кого мы называем здоровым?
2. Как, по-твоему, быть здоровым – это хорошо или плохо? Почему?
3. А ты заботишься о своем здоровье? Расскажи, пожалуйста, как ты это делаешь?
4. Какие советы ты мне дашь, чтобы не заболеть?
5. Кого в вашей семье можно назвать здоровым? Почему ты так думаешь?
6. Что такое вредные привычки и есть ли они у тебя? Какие вредные привычки есть в вашей семье?
7. Какие полезные привычки ты знаешь? Какие есть у тебя?
Результаты проведенного исследования отражены на рисунке 2.1
Рисунок 2.1 – Представление детей о здоровом образе жизни
На основании анализа данных, представленных на рисунке 2.1, можно сделать следующие выводы:
– высокий уровень представлений о культуре здорового образа жизни отмечается у 20%, что составляет 4 человека. Эти дети сумели правильно ответить на все вопросы. Ответы были полные, обоснованные. Помощь со стороны педагога в виде наводящих вопросов не требовалось;
– средний уровень присущ 40%, что составляет 8 человек. Эти дети правильно отвечали на большую часть вопрос, при этом ответы были не всегда содержательными и обоснованными. Иногда требовалась помощь со стороны педагога, которая выражалась в наводящих вопросах;
– низкий уровень отмечался у 40%, что составляет 8 человек. Эти дошкольники не сумели правильно ответить на большую часть вопросов.
При качественном анализе полученных ответов было выявлено, что под понятием «здоровый человек», дети понимают тех, кто не болеет, занимается спортом, правильно питается. Однако более половины не сумели объяснить, что это обозначает. Все дошкольники понимают, что здоровым быть хорошо, т.к. это позволяет не болеть. Большинство детей сказали, что заботятся о своем здоровье, при этом не сумели объяснить как, что свидетельствует об отсутствии осознанности важности культуры здорового образа жизни. Среди советов «чтобы не заболеть» дети называли следующие: тепло одеваться, есть овощи, фрукты и витамины, мыть руки, заниматься физкультурой, делать гимнастику. Не совсем понимают дети значение слов «вредные и полезные привычки».
Таким образом, у дошкольников в основном преобладает средний и низкий уровень представлений о культуре здорового образа жизни.
Психофизиологический и лингвистический аспекты проблемы
Психофизиологическое объяснение формируемых у человека языковых процессов, взаимодействие между мозгом и языком как между двумя материальными системами отражено в рефлекторной теории И.М. Сеченова, И ...
Особенности формирования у ребенка культуры
здорового образа жизни
Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраст ...