В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Работа педагога с ребенком в домашних условиях представляет собой новую форму обучения и диагностики состояния детей, нуждающихся в особой поддержке из-за невозможности адаптации к условиям образовательных учреждений.
Для таких детей характерны неравномерный или замедленный темп развития, негативное отношение к обучению, значительные коммуникативные трудности. Спектр нарушений, а также их сочетаний настолько разнообразен, что совместное с другими детьми обучение практически невозможно, даже при условии подбора разнотемповых и разноуровневых программ. В то же время очевидна необходимость общения этих детей со сверстниками с целью формирования у них навыков общения и создания предпосылок для дальнейшей интеграции в детский коллектив. Поэтому работа строится по двум основным направлениям: 1) индивидуальные занятия в семье; 2) занятия в адаптационной группе.
Индивидуальные занятия в семье проводятся дефектологом или психологом раз в неделю. Особенностью подобной работы является то, что педагог, посещающий ребенка, является не репетитором, в семейным педагогом, т. е. приходит в семью с целью создать в ней новые взаимоотношения между ребенком и окружающими его взрослыми, сформировать у них готовность принять ребенка таким, каков он есть, желание помочь ему, дать практические рекомендации по реализации такого желания, т. е. оказать родителям профессиональную поддержку, организовать — при необходимости — дополнительные консультации рядом специалистов и т. д.
Кратко этот вид работы можно обозначить как обучение родителей правильным способам взаимодействия с ребенком.
Следующий вид деятельности педагога — это занятия с самим ребенком. Основной их целью является развитие у ребенка познавательно-исследовательской деятельности, при этом особе внимание уделяется преодолению коммуникативных трудностей и негативного отношения к обучению.
Длительность и частота индивидуальных занятий определяются строго индивидуально для каждого ребенка в зависимости от готовности войти в коллектив сверстников.
В обоих случаях при такой организации работы, когда семья занимает более активную позицию в воспитании и обучении своих тетей, чем это принято при других формах обучения родителям необходима специальная психологическая и духовная поддержка. Частично эту задачу берег на себя семейный педагог, однако, как показывает практика, этого далеко не достаточно.
Консультации.
Занятия-игры с целью уточнения диагноза и установления контакта с ребенком.
Совместные занятия с матерью и ребенком в форме сюжетно-ролевых игр и в быту. Роль матери в этих занятиях различна: от наблюдения за игрой педагога с ребенком до самостоятельной игры с ребенком под наблюдением педагога с дальнейшим обсуждением занятия и возникающих в ее взаимоотношениях с ребенком проблем.
4 Занятия с ребенком в форме дидактических игр (Консультирование и обучение родителей продолжаются.)
5. Включение ребенка в адаптационную группу (возможно и на более ранних этапах).
Уникальность каждого ребенка вообще, и тем более ребенка, нуждающегося в особой поддержке, не позволяет строить материал по так называемому «кулинарному принципу», представляющему систему определенных упражнений с рекомендациями, как поступать в каждом отдельном случае. В то же время можно выделить ряд принципов, последовательность и структуру построения такого вида работы без соблюдения которых она оказывается невозможной.
Виды учебного сотрудничества
Урок иностранного языка, будучи сложным актом общения, состоит из более простых актов общения и обладает всеми его чертами. Любой урок включает в себя такие фазы, как установка на выполнение деятельн ...
Уроки внеклассного чтения
Уроки внеклассного чтения давно вошли в практику преподавания литературы. Без них теперь трудно представить уроки литературы в школе. Яркость и даже праздничность, проявляющаяся в выборе места провед ...