В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Индивидуальные и учебные образовательные планы в школе А.Н. Тубельского составляются ребятами самостоятельно. В этой связи главная задача тьютора, по мнению автора, не только помочь ученику составить план, но выполнить его.
Планирование и мониторинг учащимися собственных индивидуальных образовательных программ. Классно-урочная система остается, но индивидуализация принимает образовательные формы. Широко практикуются индивидуальные образовательные программы (ИОП), индивидуальные исследовательские и творческие проекты. Усилия педагогов концентрируются на индивидуальной траектории движения ученика, его ритма и корректировке.
И.Н. Тоболкина, директор Академического лицея г. Томска, особо подчеркивает, что ИОП осознанно планируются самими учащимися, что позволяет трактовать индивидуализацию как педагогически организованное самоопределение. Мониторинг в рамках ИОП основывается на самооценке учащихся. Причем ее шкалу школьники разрабатывают самостоятельно на основе поддержки творческого подхода в решении задач, самостоятельной работы с дополнительными текстами, в том числе философского характера. Одной из основных форм индивидуальной работы в лицейской технологии стала микрогрупповая форма организации обучения школьников. Переход же большинства учеников на индивидуальную «траекторию» обучения практикуется в виде индивидуальных консультаций с учителями по выстроенным программам развития. Здесь мы опять встречаемся с восприятием микрогруппы как неделимой части, как «совокупного» индивида в пределах образовательного учреждения.
Взаимодействие школьников на основе свободного партнерства. Классно-урочная система остается. Но непосредственно на занятиях дети получают разнообразные индивидуальные задания большей частью репродуктивного характера (чтение, выделение главного, пересказ), выполняют их и затем, получив результаты, рассказывают о них другим ученикам, делятся вновь приобретенными знаниями, обмениваются впечатлениями, проводят рефлексию. Основной формой работы выступает общение в парах.
Основатель метода партнерства — преподаватель Лондонской королевской школы Мак-Менн. последователь М. Монтессори. В интерпретации А.Г. Ривина, работа школьников в парах переменного состава получила название «орг-диалог». В России метод активно разрабатывается В.К.Дьяченко. По его мнению, любое отклонение от группового способа обучения — пережиток средневекового схоластического индивидуального метода обучения. Преодоление школьного кризиса он видит в переходе всех образовательных учреждений от группо-парно-индивидуального метода обучения на коллективно-груп по-парно-индивидуальный в условиях опять же классно-урочной системы.
Реализация индивидуальных и групповых стратегий. В некоторых школах, в целом работающих на основе КУС, только одаренным ученикам обеспечивается возможность заниматься по отдельным дисциплинам и по индивидуальному плану, который разрабатывает для них учитель. Ученики, объединенные общим интересом (к одному предмету или к интегративной, межпредметной области знаний), получают возможность изучать определенные темы в индивидуальном темпе, используя потенциал основного и дополнительного образования в пределах школы.
Во многих школах практикуется подобный подход, опирающийся на разработку так называемых индивидуальных стратегий углубленного изучения материала, основой которых являются:
несколько видов стратегий углубления, рассчитанных на учащихся с особым интересом к какому-либо предмету и умением самостоятельно организовать свою деятельность (в основном это старшеклассники);
стратегии смешанного вида, целью которых является комбинация ускоренного прохождения материала в сочетании с усвоением углубленной («обогащенной») информации.
Индивидуальные стратегии разрабатываются педагогами для отдельных учеников. При этом учителем составляется проблемно-ориентированная характеристика учащегося, определяется цель индивидуального изучения предмета, основное и дополнительное содержание образования для класса и каждого ученика. Учителем рекомендуются дополнительные источники информации и планируются результаты индивидуальной работы ребенка. Составляется график индивидуальных занятий с учителем, дни и время консультаций.
Ученики широко используют технологические карты реализации индивидуальных стратегий. В них фиксируют темы, сроки для самостоятельного изучения материала, планируемые результаты индивидуальной работы, задания (обязательные и по выбору ученика приведены источники информации и заданий, обозначено время еженедельных индивидуальных занятий и консультаций с учителем, график и формы контроля.
Общая характеристика системы образования
Любое общество вне зависимости от воспитания наряду с функциями производства и воспроизводства для обеспечения прогрессивного развития должно реализовывать и функцию воспитания своих членов. С этой ц ...
Типология индивидуализированных упражнений в технологиях обучения английскому
языку на среднем этапе общеобразовательной школы
Современные технологии обучения иностранным языкам располагают значительным количеством различных подходов к созданию индивидуализированных упражнений, позволяющих более точно учитывать и корректиров ...