В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
По нашему мнению, ребенок в рамках КУС и знаниево-предметного содержания образования зажат и не ориентирован на самообразование. Однако даже ограниченные попытки «свернуть класс до размеров небольшой группы» уже дают возможность каждому ученику более открыто проявить себя и справиться с силовым воздействием массовой школы, противостоять ее попытке «сформировать» стандартный продукт.
Предлагаемые психолого-педагогические приемы организации учебной работы заслуживают внимания и могут использоваться в системе индивидуального образования. Их классификация базируется на условиях, обеспечивающих самопознание, самоопределение, самореализацию, развитие школьников в совместной деятельности, самосовершенствование и саморазвитие при выполнении разных заданий.
Например, задания, обеспечивающие возможности самопознания, включают в себя такие действия ученика: поставить учебные цели и сделать вывод; проанализировать рациональность выбранного способа учебной деятельности и последовательность действий в лабораторной работе; оценить степень своей активности и взаимодействие с соучениками. Интересны так называемые «зеркальные задания», в ходе которых ученик должен обнаружить свои личностные или учебные характеристики в каком-либо литературном персонаже или другом заданном содержании.
Задания по степени сложности включают творческие или аналитические задачи, выбор партнера для работы над заданием (другого ученика или учителя), формы отчетности (устный, письменный досрочный или отсроченный), режима работы (интенсивная или «порциальная» и т.п.).
Обеспечение индивидуального выбора. Классно-урочная система остается, меняются формы учебной работы, акцент делается на множественных вариантах выбора, создается благоприятная обстановка общения учеников из разных классов, обращается внимание на формы организации уклада школы, на рекомендации психологов относительно способов и приемов коммуникации и даже расстановки мебели.
Перейти к классам (группам) с переменным составом учеников рекомендует и В.Д. Шадриков. Обосновывая концепцию индивидуального содержания образования, он подчеркивает, что индивидуализация должна направляться на трансформацию содержания образования в зависимости от качественных различий интеллекта учеников. От урока к уроку изменяется и состав учебных групп — учащиеся выбирают уровень изучения дисциплины с помощью психолога и педагога из возможных шести. Эти уровни охватывают всех детей (отстающих и одаренных), помогают им успешно продвигаться в развитии.
Парно-групповое взаимообучение школьников происходит в ситуациях постоянного выбора ими соучеников в «группах одного стола» (разновозрастные группы) или в группах «по выбору» (где возможны длительные контакты детей благодаря конкретной общей работе). Йена-план-школы предоставляют детям возможность выбирать уровень преподавания в «уровневых группах» как организационной форме обучения больших групп детей, Одинаково владеющих материалом. Особенность этих школ — их подвижность и мобильность, отсутствие инвариантной КУС.
Системная организация индивидуального образования. В школе нет классов и одновозрастных групп школьников, нет одинаковости, нет уроков со стандартными темами как в массовой школе, нет обычных программ и учебников, нет педагогического коллектива и педагогических советов в их традиционном понимании.
Учеба и внеучебная деятельность составляет единую жизнь со-общества, где все друг для друга — одновременно и учителя и ученики. Работа в системе погружений в материал и выбор своего тем па учения — основа самообразования. В школе М.П. Щетинина, например, наиболее подготовленные ребята становятся «специалистами» по той или иной теме учебного курса, их экзаменуют преподаватели вузов, а затем сами ученики принимают зачеты у товарищей. Индивидуальный темп учения позволяет им, еще учась в школе, поступать в вузы и даже в аспирантуру. Эта школа отличается от других систем свободного воспитания тем, что в ней культивируется не просто любовь к труду, а жизнь в труде независимо от возраста, уважение к культурным традициям. В области физической подготовки практикуется обучение приемам рукопашного боя, который пронизан особой философией и эстетикой.
Организация индивидуального образования на основе самоопределения. Школа самоопределения обеспечивает разнообразие образовательных пространств — основное условие индивидуального образования. Пространственная организация школы — это особая среда развития индивидуальности ребенка. Учебное пространство обеспечивает свободу выбора учеником учителя, тем, способов работы, темпа освоения материала. Художественно-творческое пространство обеспечивает широкий выбор деятельностей в области искусства. В игровом пространстве одним из основных компонентов является образование через проживание культурно-исторических эпох. Правовое пространство обеспечивается как гражданским воспитанием, так и всей практикой действенного самоуправления. Пространство трудовой и социальной практики дает возможность реализовать принципы продуктивного образования. В свободном пространстве каждый ребенок выбирает деятельность по душе.
Опытно-экспериментальная работа по проблеме исследования
На констатирующем этапе экспериментальной работы представим анализ программ по технологии: Т.М.Геронимус «Школа мастеров», «Технология. Ступеньки к мастерству» Е.А. Лутцевой, Лыкова И.А. «Цветные лад ...
Взгляды педагогов, теоретические основы
формирования читателя
Хорошая книга и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению: "Чтобы воспитать, тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение". (А.П. ...