В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Вопрос в том, как понимать индивидуальное образование.
Прежде всего хотелось бы подчеркнуть, что мы ведем речь не об индивидуализации, а об индивидуальном образовании. Индивидуализация в нашем понимании — только шаг на пути построения действительно последовательного индивидуального образования, в котором могут быть преодолены недостатки и изъяны классно-урочной системы.
Индивидуальное образование часто представляют как заочное обучение и экстернат. Но в его основе лежит не обучение — быстрое, вне класса, а полноценно проживаемая школьная учеба — со своим темпом, на своем уровне сложности.
Гибкое отношение к стандартам, конкретизация их «примерного» содержания, несомненно, могут послужить задачам обеспечения индивидуализации учебных планов в каждой школе. Здесь и уточнение регионального и школьного компонентов, определение их вариативной части и расширение, максимальное использование ученического компонента. Школы порой боятся проявить инициативу, а если и проявляют ее, то она подавляется или ограничивается сверху. Поэтому идеи вариативности реализуются, к сожалению, в большинстве случаев путем предоставления ученику права выбора еще одной, дополнительно изучаемой дисциплины, но не выбора метода преподавания (преподать — т.е. дать, а не добыть, найти ответ), содержания и индивидуального темпа его изучения.
Многие исследователи и педагоги-практики подчеркивают, что обеспечение и углубление индивидуализации ни в коей мере не содержат каких-либо предпосылок для изоляции ребенка от одноклассников. Наоборот, предполагается, что учителя могут совершенствовать методы занятий в разновозрастных группах, опираясь на свободный выбор детьми отдельных форм и способов работы, соответствующих их индивидуальным возможностям.
При такой организации учебы можно широко использовать творческие задания и методики типа «Карта знаний» (как средство построения образовательных маршрутов учащихся), проектные методы работы, результаты которой фиксируются в «Образовательном резюме учащегося». Для этого рекомендуется обеспечить свободный доступ к дидактическим материалам, дополнительным источникам информации и поощрять выбор домашнего задания.
И.С. Якиманская рассматривает субъектный опыт ученика как решающий фактор личностно ориентированного образования, что выгодно отличает ее концепцию от разных разработок по дифференциации обучения. Конечно, и дифференциация приносит некоторую пользу в условиях массовой школы. Но и здесь надо дифференцировать не школьников {внешняя дифференциация), а учебный материал; организовать образовательное пространство так, чтобы каждый ученик мог реализовать себя в соответствии со своими познавательными потребностями, используя все условия для индивидуального развития (внутренняя дифференциация).
Целесообразно различать общую для всех и индивидуальную учебную программу, учитывающую особенности ученика и наиболее значимые для ребенка способы освоения учебного материала (например, возможность преимущественного использования им слуховой, зрительной памяти и т.п.). Стимулирование стремления учеников к самообразованию осуществляется благодаря особой организации материала и преимущественного внимания учителя к процессу активной собственной учебы, именно учебы каждого ребенка. Для этого важно предпринять следующее:
Средства и методы формирования культуры восприятия академической музыки у
младших школьников
Один из первых выдвинул идею о привлекательном обучении и об учете интересов детей Ян Амос Коменский. В своей книге «Великая дидактика» он указал на то, что «методы обучения должны доставлять детям б ...
Актуальность проведения коррекционной работы при открытой
ринолалии в дооперационный период
Ранняя работа по исправлению речи до операции направлена на укрепление и тренировку артикуляции моторики (ослабление напряженного состояния корня языка и приближении кончика языка к нижним резцам), о ...