Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе

В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...

Адаптация ребенка к школе

Игры в педагогическом процессе

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.

Адаптация ребенка к школе

Предмет и функции педагогики

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Особенности организации индивидуального образования

Педагогика и воспитание » Формы индивидуального образования » Особенности организации индивидуального образования

Страница 2

Для родителей система образования перестает быть чем-то незыблемым. В их понимании школа сегодня занимает более скромное место на рынке многообразных образовательных услуг. Кроме того, родители быстрее и острее, чем учителя, осознают физические, психологические, культурные различия и интересы детей и их потребности.

Это свидетельствует о становлении нового типа социально-культурного заказа на образование и профессиональную подготовку, в основе которых лежит индивидуальная модель способностей (компетенций). Она предполагает готовность принимать ответственные персональные решения, способность к самостоятельной деятельности инновационного характера, саморазвитию и непрерывному самообразованию. Теоретически заказ на подобное образование уже провозглашен и укореняется в обществе, но еще не вполне осознан частью педагогов и управленцев, поэтому в практике школ он последовательно не реализуется.

В результате сложилось противоречие между государственным и общественным заказами на формы и содержание образования, с одной стороны, и невозможностью массовой школы преодолеть негативную практику классно-урочной системы, с другой.

Возникает вопрос, действительно ли школа не способна организовать работу по индивидуальным программам? Как отойти от складывающейся тенденции сделать индивидуализацию или дифференциацию малой частью (довеском) образования, вогнать их в рамки дисциплин по выбору и факультативов, выбора заданий по степени сложности, форме и срокам выполнения, а теперь и обязательного профильного обучения?

Многие исследователи не раз задавались этими вопросами, поэтому и существуют разные концепции индивидуализации учебного процесса, в частности:

•пересмотра стандартов образования и индивидуализации их содержания;

реализации индивидуального подхода на основе полного учета интересов, склонностей и познавательных возможностей детей;

личностно ориентированного обучения с опорой на четкие разграничения индивидуализации и дифференциации и на личностный опыт и особенности детей (И.С. Якиманская);

теория и методика вероятностного образования как средства самореализации каждого (A.M. Лобок);

изменения содержания и форм учебного процесса, отказа от массовых способов учебной работы.

Многие разработки в той или иной форме содержат общие принципы. Например, дифференциация представляет вариант групповой индивидуализации. Говоря об отличии дифференциации от индивидуализации, А.И. Савенков подчеркивает, что жестких границ между этими понятиями не существует. По его мнению, индивидуализация предполагает учет индивидуальных особенностей детей, а дифференциация призвана учитывать общие особенности, наиболее характерные для часто встречающихся типов групп учеников. Видами дифференциации он называет варианты организации занятий по уровню учебной успешности, специальным и общим способностям (коэффициент интеллекта, общая креативность и т.д.), а также способы реализации учебных программ разного уровня, формы учебной деятельности, учебных заданий, использующих разнообразные методики.

Всем известен и опыт разделения целых классов на продвинутые и коррекционные (и те негативные последствия, к которым приводит такая сортировка: неадекватные самооценки, разрушение нравственного климата и демократических норм взаимоотношений между детьми в школе и др.). Думается, что групповая дифференциация обучения не решает принципиально проблему создания условий для индивидуального образования, хотя и делает к нему первый шаг.

Страницы: 1 2 3 4

Нюансы образования:

Основные компоненты содержания обучения аудированию и говорению на основе аутентичного песенного материала
Содержание обучения в методике преподавания иностранных языков трактуется по-разному. С. Ф. Шатилов выделяет следующие компоненты содержания обучения: лексический и грамматический материал, правила о ...

Психологические основы развития критического мышления школьников подросткового возраста
Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. И хотя линии психического и физиологического развития не идут параллельно, границы этого периода достаточно неопред ...

Категории
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.firsteducation.ru