В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Именно педагогическая направленность (направленность на ребёнка, принятие его личности) является центральным базовым образованием структуры личности учителя. Отсутствие этого профессионально значимого качества личности у учителя приводит к тому, что индивидуально - психологическое содержание ребёнка обезличивается, а его творческий саморазвивающийся потенциал редуцируется. Учитель, направленный на ребёнка, всегда ориентирован на уникальную неповторимость каждого человека, на развитие индивидуальных способностей, как ученика, так и своих собственных в интересах ребёнка.
Рассматривая педагогическую деятельность как процесс управления, многие авторы подчёркивают, что её главными составляющими становятся процессы межличностного взаимодействия (В.И. Гинецинский, Я.Л. Коломинский, А.А. Реан и др.). А.А. Реан отмечает, что педагогическая деятельность по своей сути является деятельностью совместной, строящейся по законам общения. Общение должно рассматриваться в качестве одной из базовых категорий, используемых для описания и анализа педагогического процесса. Педагогическая, как и любой другой вид деятельности, определяется психологическим содержанием, в которое включается мотивация, цели, предмет, средства, способы, продукт и результат.
Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является её мотивация. И.А. Зимняя отмечает, что в педагогической деятельности выделяются те же мотивационные ориентации, что и в учебной. И.А. Зимняя считает, что учебная деятельность побуждается, прежде всего внутренним мотивом, когда познавательная потребность встречается с предметом деятельности - выработкой обобщённого способа действия - и опредмечивается в нём, в то же время она побуждается самыми разными внешними мотивами, например, самоутверждения, престижности, долга, необходимости, достижения. Внешние мотивы престижности работы педагогом в определённом образовательном учреждении, мотивы адекватности оплаты труда часто соотносятся с мотивами личностного и профессионального роста, самоактуализации. Вместе с тем в педагогической деятельности как специфической форме взаимодействия взрослого и ребёнка появляется такая ориентация, как доминирование, или мотив власти.
Большую роль в общественно-педагогической деятельности играло решение проблем профессиональной подготовки учителя и создания основы для развития творческой личности. Школа должна развивать в детях стремление к умственному, нравственому и физическому совершенствованию; давать им возможность непрерывно и самостоятельно продолжать это совершенствование и тем самым полнее и шире проявлять личностные качества.
Таким образом, следует отметить, что поиск учителем средств и приемов формирования и развития у школьников устойчивых познавательных интересов и самостоятельности становится одним из важных направлений педагогического творчества учителя.
Основными направлениями практической деятельности по решению проблем учительства явились следующие:
– работа по подготовке учительских кадров (участие в работе республиканского Методического бюро, временных и постоянных педагогических курсов);
– оказание методической помощи учителям в школах на местах (присутствие на уроках, их совместное обсуждение, показ уроков);
– активное участие в профессионально-политическом движении учителей (участие в работе Всероссийского учительского союза, педагогических съездов);
– публицистическая деятельность в республиканских изданиях;
– организация учительских обществ взаимопомощи.
С этих позиций ретроспективный анализ общественно-педагогической деятельности в конце ХIХ – первой половине ХХ в. осуществлялся на основе идей, сформулированных в историко-педагогических трудах многих современных историков педагогики.
Сегодня учителю начальных классов уже недостаточно иметь только базовый уровень приобретенных профессиональных знаний и умений, необходима организационно-управленческая подготовка на основе познания идей наследия общественно-педагогической деятельности, которая способствует овладению профессиональной деятельностью в руководстве детским и педагогическим коллективами.
Система психолого-педагогической работы по приобщению детей к культуре самоорганизации
Перед школой была поставлена задача, нигде в мире еще нерешенная: осуществить всеобщее обязательное среднее образование всей молодежи без какой-либо дифференциации. Перед учителями было выдвинуто тре ...
Особенности выработки навыка «правильности» чтения у умственно отсталых
третьеклассников
Правильное чтение — это чтение без искажения звукового состава слов с соблюдением правильного ударения в словах. Умственно отсталые дети, как уже отмечалось, допускают большое количество ошибок: проп ...