В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Противоречия и закономерности учебного процесса детерминируют его функции. Целостный процесс обучения выполняет ряд важных функций. Во-первых, это образовательная функция. В соответствии с ней главное назначение процесса обучения заключается в том, чтобы:
■ вооружить учащихся системой научных знаний, умений и навыков в соответствии с принятым стандартом образования;
■ научить творчески использовать эти знания, умения и навыки в практической деятельности;
■ научить самостоятельно приобретать знания;
■ расширить общий кругозор для выбора дальнейшего пути получения образования и профессионального самоопределения.
Во-вторых, развивающая функция обучения. В процессе овладения системой знаний, умений и навыков происходит развитие:
■ логического мышления (абстрагирование, конкретизация, сравнение, анализ, обобщение, сопоставление и др.);
■ воображения;
■ различных видов памяти (слуховой, зрительной, логической, ассоциативной, эмоциональной и т. п.);
■ качеств ума (пытливость, гибкость, критичность, креативность, глубина, широта, самостоятельность);
■ речи (словарный запас, образность, ясность и точность выражения мысли);
■ познавательного интереса и познавательных потребностей;
■ сенсорной и двигательной сфер.
Таким образом, реализация этой функции обучения обеспечивает развитый интеллект человека, создает условия для постоянного самообразования, разумной организации интеллектуальной деятельности, осознанного профессионального образования, творчества.
В-третьих, воспитывающая функция обучения. Процесс обучения как процесс взаимодействия учителя и учащихся объективно имеет воспитывающий характер и создает условия не только для овладения знаниями, умениями й навыками, психического развития личности, но и для воспитания, социализации личности.
Воспитывающая функция проявляется в обеспечении;
■осознания учеником своей учебной деятельности как социально значимой;
■формирования его нравственно-ценностных ориентиров в процессе овладения знаниями, умениями и навыками;
■воспитания нравственных качеств личности;
■формирования положительных мотивов учения;
■формирования опыта общения между учащимися и сотрудничества с учителями в учебном процессе;
■ воспитательного воздействия личности учителя как примера для подражания.
Таким образом, овладевая знаниями об окружающей действительности и о себе, учащийся приобретает способность принимать решения, регулирующие его отношение к действительности. Одновременно он познает моральные, социальные и эстетические ценности и, переживая их, формирует свое отношение к ним и создаст систему ценностей, которыми руководствуется в практической деятельности. Важно и отношение учителя к процессу обучения.
Кроме познавательной воспитательной и развивающей функции обучения, некоторые ученные выделяют еще побудительную и организующую. Процесс обучения необходимо строить так, чтобы он побуждал к дальнейшим учебно-познавательным действиям обучаемых, организовывал их на познание нового.
Механизм образования кислотных осадков
Источники поступления окислов серы и азоты в атмосферу могут иметь как природное, так и антропогенное происхождение. Вклад антропогенных источников в образование кислотных дождей во много раз превыша ...
Методы и требования к развитию связной речи
Конечной целью обучения русскому языку является овладение учащимися связной речью, речью содержательной, тематически завершенной, отвечающей требованиям установленных языковых норм, представляющей со ...