В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Преобладание неопределенного или тематического спроса детей ("что-нибудь интересное, не знаю что") - свидетельство того, что библиотека недостаточно работает со своими читателями, их чтение пущено на самотек, ребята плохо знают книгу, библиотечные формы пропаганды книги не оказывают воздействия на читательский спрос и культуру чтения детей.
Записи библиотекаря о причинах спроса позволяют получить данные и проанализировать:
Эффективность различных форм индивидуальной и массовой воспитательной работы библиотеки (обсуждений, бесед, библиографических обзоров и др.), наглядной библиотечной пропаганды;
роль справочно-библиографического аппарата библиотеки в читательском выборе;
влияние конкретной социальной среды на чтение детей и подростков;
степень развития мотивов выбора и обращениям литературе из различных разделов библиотечного фонда и т.д.
Для сокращения времени на запись о причинах спроса библиотекарь может пользоваться системой условных сокращений: "ТВ", "Р" - телевидение, радио; "б" - рекомендация библиотекаря; "о. д." - открытый доступ; "р. у." - рекомендательный библиографический указатель; "в." - выставка; "э." - энциклопедии, словари, справочники; "д. "-диспут; "к. р." - рекомендация классного руководителя и т.д.
В то же время записи библиотекаря об отношении читателя к книге, о характере читательского спроса должны фиксировать дословно читательские высказывания ("Коваля мне что-нибудь новое"). Дословная запись многое раскрывает библиотекарю: и результаты его работы ("Помните, Вы нам говорили"), и читательскую атмосферу в семье ("У мамы спрашивала"; "Мама очень-очень любила ее раньше"), и особенности восприятия, манеру ребенка говорить о книге и т.д.
Недопустимы сокращения, формализация ответов, когда записывается высказывание ребенка о прочитанной книге. Конечно, невозможно в повседневной работе фиксировать в формуляре отношение читателя к каждой библиотечной книге. Но если библиотекарь замечает что-то особенное, характеризующее отношение ребенка к конкретной книге, эту реакцию следует отметить на отдельной карточке, которая будет храниться в кармашке, приклеенном на внутренней стороне обложки формуляра.
Более глубокому изучению личности читателя, его отношения к книге и чтению способствуют и такие сведения: "О чем любит читать", "Какие предметы в школе считает наиболее интересными", "Любимое занятие", "Какими еще библиотеками пользуется".
Анализ записей в этих графах формуляра дает представление об общей направленности личности читателя, шире раскрывает интересы и увлечения ребят, позволяет проследить возрастные изменения в их интересах (ведь читательский формуляр рассчитан на 5 лет, а все записи в графах должны датироваться), увидеть реальное место детской библиотеки среди других источников получения книг читателем.
Графа "Заметки библиотекаря" - это, по существу, определенный итог руководства чтением отдельного читателя за конкретный отрезок времени и размышления, выводы о направлениях дальнейшей работы. - Записи в эту графу формуляра каждого читателя необходимо производить, предварительно проанализировав общие сведения о читателе, соотнеся их с данными о мотивах выбора литературы ("Спрос", "Причина спроса"), о содержании и разносторонности чтения (выдача за определенный отрезок времени), о критериях оценки различных видов и жанров литературы ("Отношение к прочитанному"). Сюда же нужно записывать сведения о влиянии (или его отсутствии) семьи, школы, сверстников на чтение данного читателя, об его участии (или неучастии) в различных массовых мероприятиях библиотеки, о содержании выбора литературы из других источников (домашняя библиотека, школьная, библиотеки друзей, сверстников и др.).
Проблемы компетентностного подхода
Внедрение компетентностного подхода тесно связано с рядом проблем, нуждающихся в дополнительной разработке. Рассмотрим некоторые из них. Прежде всего, следует найти ответ на вопрос: что даст введение ...
Виды чтения
По степени проникновения в содержание текста и в зависимости от коммуникативных потребностей выделяют чтение просмотровое, поисковое, ознакомительное, изучающее. Поскольку просмотровое и поисковое по ...