В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Для выявления уровней знаний детей о комнатных растениях были использованы методики Саморуковой П.Г., Маневцевой Л.М. и комплексная методика Смирновой В.В. «Тропинка в природу».
Для выявления полноты знаний была проведена индивидуальная беседа по рассматриванию комнатных растений.
Цель: выявить объем знаний детей о комнатных растениях и способах ухода за ними.
Условия обследования: беседа проводилась в уголке природы, вне занятий во вторую половину дня.
Оборудование: растения - натуральные объекты.
Ход обследования: беседа проводилась индивидуально по следующим вопросам.
Что это?
Назови это растение?
Где растет это растение?
Что нужно делать, чтобы растение хорошо росло?
А за всеми комнатными растениями?
Покажи герань?
Покажи где у растения ствол?
Какого цвета у герани ствол?
Покажи где у растения листья?
Какой они формы, цвета?
Покажи где у герани цветы?
Герань любит свет?
Это растение нужно много воды или мало?
(Данные вопросы задавались по каждому растению, находившемуся в уголке природы.)
Для выявления глубины знаний была предложена дидактическая игра «Собери растение, называя его части».
Цель: выявить умение устанавливать связь между происхождением растений и биологическими потребностями (в свете, тепле и влаге); выявить знания об особенностях внешнего строения комнатных растений.
Условия проведения происходили за столами в уголке природы, вне занятий, во вторую половину дня с подгруппой детей.
Оборудование: Дидактическая игра «Собери растение, называя его части».
Ход обследования: каждому ребенку раздается конверт с разрезными картинками, на которых изображены части растения. Дается задание собрать картинку. Во время дидактической игры задается следующие вопросы:
Что это за часть растения?
Почему части растения следует расположить именно так, а не по-другому?
Зачем растению листья, стебель, цветы?
Почему одному растению нужно больше воды, а другому меньше?
Зачем опрыскивают растения?
Как называются ваши растения?
Для выявления осознанности знаний использовались диагностическая Карта№3 из исследований Смирновой В.В., Балуевой Н.И., Парфеновой Г.Ш. «Тропинка в природу».
Цель: выявить знания детей о понимании ухода за комнатными растениями в процессе объяснительной речи ребенка.
Условия проведения происходили за столами в уголке природы, вне занятий, во вторую половину дня с подгруппой детей.
Оборудование: дидактическая игра «Что перепутал художник?».
Ход обследования: каждому ребенку раздавались карточки с картинкой. Предлагалось рассмотреть карточку, найти что художник нарисовал неправильно и рассказать, что не правильно и как должно быть на самом деле.
После проведения констатирующего этапа эксперимента был проведен качественный и количественный анализ результатов и определены уровни сформированности знаний о комнатных растениях у детей пятого года жизни.
Качественный анализ результатов.
Дети |
Полнота |
Глубина |
Осознанность |
Уровень |
1. Аня К. |
Знает не все растения, которые находятся в группе, имеет небольшие проблемы в узнавании растений по внешнему виду, не уверено отвечала на заданные вопросы. |
Испытывает затруднения в установлении связей между происхождением растений и биологическими потребностями. Затруднялась при ответе на вопрос «Почему части растения следует расположить именно так, а не по-другому?» знает, что от правильно ухода зависит состояние растения, ухаживать надо по-разному в зависимости от времени года. |
В знаниях имеются пробелы, затрудняются в выборе трудовых операций, не уверенно отвечает на вопросы, в задании правильно нашла ошибки и рассказала, что нужно изменить. |
II (средний) |
2. Валера С. |
Знает все растения, которые находятся в уголке природы их части (стебель, лист, цветы, корень). Подробно описывает растение, отмечает форму, цвет и поверхность листьев. Уверенно отвечает на заданные вопросы. |
Устанавливает связей между происхождением растений и биологическими потребностями. Уверенно отвечает на заданные вопросы, приводит примеры, помогает другим детям. |
Прочно владеет знаниями, правильно выполняет задание. В задании первый нашел ошибки и рассказал, что нужно исправить. |
I (уровень) |
3. Егор С. |
Не знает растения, которые находятся в группе, не узнает растений по внешнему виду, почти ни на один вопрос не ответил. |
Не устанавливает связей между происхождением растений и биологическими потребностями. Затруднялся отвечать на заданные вопросы, не знает, что от правильно ухода зависит состояние растения, ухаживать надо по-разному в зависимости от времени года. |
В знаниях имеются пробелы, не уверен в выборе трудовых операций, не отвечает на вопросы, в задании правильно нашел ошибки, но не сумел рассказать, что нужно изменить. |
III (уровень) |
4. Полина А. |
Знает все растения, которые находятся в группе, их части (стебель, лист, цветы, корень). Подробно описывает растение, отмечает форму, цвет и поверхность листьев. Уверенно отвечает на заданные вопросы. |
Устанавливает связей между происхождением растений и биологическими потребностями. Уверенно отвечает на заданные вопросы, приводит примеры, активна в работе. Первая собрала картинку. |
Владеет хорошими знаниями о комнатных растениях, правильно выполняет задание. |
I (уровень) |
5. Лиза П. |
Знает одно растение (герань), которые находятся в группе, остальные не узнает по внешнему виду, не отвечает на вопросы. |
Не устанавливает связей между происхождением растений и биологическими потребностями. Затруднялась отвечать на заданные вопросы, не знает, что от правильно ухода зависит состояние растения, ухаживать надо по-разному в зависимости от времени года. |
Не уверена в выборе трудовых операций, не отвечает на вопросы, в задании правильно нашла одну ошибку, но не сумела рассказать, что нужно изменить. |
III (уровень) |
6. Настя Л. |
Не знает комнатные растения, которые находятся в группе, не узнает по внешнему виду, не отвечает на вопросы. |
Не устанавливает связей между происхождением растений и биологическими потребностями. Изредка отвечать на заданные вопросы, не знает, что от правильно ухода зависит состояние растения, ухаживать надо по-разному в зависимости от времени года. |
Не уверена в выборе трудовых операций, не отвечает на вопросы, в задании с трудом нашла ошибки и не сумела рассказать, что нужно изменить. |
III (уровень) |
7. Андрей Г. |
Знает не все растения, которые находятся в группе, затрудняется в узнавании растений по внешнему виду, не уверено отвечала на заданные вопросы. |
Затрудняется в установлении связей между происхождением растений и биологическими потребностями. Старается отвечать на все вопросы. Знает, что от правильно ухода зависит состояние растения, ухаживать надо по-разному в зависимости от времени года. |
Затрудняются в выборе трудовых операций, не уверенно отвечает на вопросы, в задании правильно нашел ошибки и рассказала, что нужно изменить. |
II (средний) |
8. Армен А. |
Не знает растения, которые находятся в группе, не узнает по внешнему виду, почти не отвечает на вопросы. |
Не устанавливает связей между происхождением растений и биологическими потребностями. Не уверено отвечает на заданные вопросы, не знает, что от правильно ухода зависит состояние растения, что ухаживать надо по-разному в зависимости от времени года. |
Не уверен в выборе трудовых операций, не отвечает на вопросы, в задании не нашел ни одну ошибку и не сумел рассказать, что нужно изменить. |
III (уровень) |
9. Полина Т. |
Знает не все растения, которые находятся в группе, имеет небольшие проблемы в узнавании растений по внешнему виду, сомневается при ответах на вопросы. |
Испытывает затруднения в установлении связей между происхождением растений и биологическими потребностями. Затруднялась при ответах. Знает, что от правильно ухода зависит состояние растения, ухаживать надо по-разному в зависимости от времени года. |
В знаниях имеются пробелы, затрудняются в выборе трудовых операций, сомневается при ответах на вопросы, в задании правильно нашла ошибки и рассказала, что нужно изменить. |
II (средний) |
10. Матвей Н. |
Знает не все растения, которые находятся в группе, сомневается в выборе растений по внешнему виду, не уверено отвечала на заданные вопросы. |
Затрудняется в установлении связей между происхождением растений и биологическими потребностями. Старается отвечать на все вопросы. Знает, что от правильно ухода зависит состояние растения, ухаживать надо по-разному в зависимости от времени года. |
Затрудняются в выборе трудовых операций, уверенно отвечает на вопросы, в задании правильно нашел ошибки и рассказала, что нужно изменить. |
II (средний) |
11. Ариша Р. |
Знает большинство растения, которые находятся в группе, имеет небольшие затруднения в узнавании растений по внешнему виду, правильно отвечает на заданные вопросы. |
Испытывает затруднения в установлении связей между происхождением растений и биологическими потребностями. Почти на все вопросы ответила правильно. Знает, что от правильно ухода зависит состояние растения, ухаживать надо по-разному в зависимости от времени года. |
Затрудняются в выборе трудовых операций, сомневается при ответах на вопросы, в задании правильно нашла ошибки и рассказала, что нужно изменить. |
II (средний) |
12. Саша В. |
Знает большинство растения, которые находятся в группе, сомневается в выборе растений по внешнему виду, сомневается при ответах на вопросы. |
Затрудняется в установлении связей между происхождением растений и биологическими потребностями. Старается отвечать на все вопросы. Знает, что от правильно ухода зависит состояние растения, ухаживать надо по-разному в зависимости от времени года. |
Затрудняются в выборе трудовых операций, уверенно отвечает на вопросы, в задании правильно нашел ошибки и рассказала, что нужно изменить. |
II (средний) |
Сущность процесса обучения
Процессы учения и обучения (преподавания) представляют собой две особые, хотя и взаимосвязанные формы деятельности учащегося и учителя и отражают двойственный характер процесса обучения. Научная теор ...
Возрастные особенности взаимодействия учащихся младшего школьного возраста
друг с другом
Для коллектива младших школьников характерны следующие черты: слабая организованность, низкий уровень способности к коллективной деятельности, эмоциональная неустойчивость, слабовыраженная половая ди ...