В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения, разрушения, сохранения всего разнообразия живых существ, сбережения генофонда планеты.
В нашей стране это Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» и Постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации» (30.03. 1998. №4/1-6). Таким образом, экологическое образование постепенно становится важнейшим направлением в работе дошкольного учреждения. В этих документах подчеркивается роль знаний, как основы будущего мировоззрения личности.
И.П.Подласый дал такое определение знаниям – это отражение человеком объективной деятельности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки; коллективный опыт человечества, результат познания объективной деятельности.
Проблема формирования знаний рассматривается в трудах таких педагогов как: А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, Н.Н.Поддьяков, А.П.Усова, Л.А.Венгер.
В педагогической литературе раскрываются различные подходы к формированию знаний в дошкольном возрасте. Так, например, в работах А.П.Усовой представлена роль знаний как основной формы обучения дошкольников и пути формирования знаний.
Л.В.Венгер рассматривал знания, как средство развития подсознательных способностей. Н.Н.Поддьяков подчеркивал необходимость формирования системы знаний. В целом, все ученые сходятся в одном, знания- это необходимый компонент в формировании полноценной личности ребенка.
Исходным звеном воспитания осознанного правильного отношения дошкольников к природе, являются конкретные знания, отражающие ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменения роста и развития. Возможность усвоения таких знаний детьми среднего возраста раскрыты такими психолого-педагогическими исследователями как П.Г.Саморукова, И.А.Федотова, Н.Н.Кондратьева, С.Н.Николаева. Спецификой системы знаний является ее построение на конкретном ограниченном по объему материале, который доступен наблюдению детей, познанию посредством наглядно-образного мышления. Возможность таких знаний обоснована работами детских психологов А.Е.Запорожца, Н.Н.Поддьякова.
Экологические знания – это знания, которые помогают сформировать у детей определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную позицию, познавательный опыт в целом. Экологические знания становятся основой экологического воспитания.
Знания рассматриваются как аспект умственного воспитания. По мнению С.К.Козловой, умственное воспитание – это планомерное, целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умение принять усвоение знаний в деятельности.
По мнению Л.С. Выготского, у дошкольников формируются знания только в процессе активной деятельности, которым является труд. В энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов для удовлетворения своих потребностей».
Необходимость трудового воспитания обосновали следующие педагоги: Р.С. Буре в книге «Учите детей трудиться», где рассматриваются разновидности коллективного труда; В.И.Логинова разработала методику моделирования трудовых процессов для детей; В.Г.Нечаева рассматривала основные направления в трудовом воспитании детей дошкольного возраста, раскрыла некоторые особенности труда, определила методы руководства трудом дошкольников. М.М.Марковская выделила знания о комнатных растениях, которые должны быть сформированы у детей пятого года жизни: « дети должны знать название 4-5 растений, называть их части (стебель, ветки, листья, цветы), уметь более точно и подробно описывать растения, отмечать форму листьев»; детей нужно научить выполнять следующие операции по уходу за комнатными растениями: поливать их водой комнатной температуры, знать какое растение нуждается в поливе, а какое нет, протирать пыль; дать понятие о факторах развития растений: свет, тепло, влага, уход за ними человека.
С.Н.Николаева выделяет экологическое значение труда, определяет условия активного взаимодействия с природой. Все это позволяет приобрести детям необходимые знания об окружающем мире и, в том числе, о комнатных растениях.
Дошкольный возраст – это период, когда ребенок хочет трудиться и с удовольствием включается в труд взрослых. Поэтому именно этот возраст является наиболее благоприятным для приучения детей к труду и формированию знаний о комнатных растениях.
В последние годы в практике пользуются новыми программами, где определен круг знаний детей о природе. Подраздел «Мир природы» программы «Радуга» является составляющей познавательного развития детей, в рамках которого им дают информацию, развивают познавательные процессы, формируют отношение к окружающему миру; в программе «Детство», раздел «Ребенок открывает для себя мир природы» представляет знакомство детей с самыми разными явлениями из жизни растений; «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой определяет объем, содержание и требование к знаниям детей о природе (растительном и животном мире).
Однако, наблюдения показывают, что дети пятого года жизни в достаточной мере имеют лишь знания о животных, тогда как знания о растениях поверхностны, недостаточно осознаны. Это происходит из-за фрагментарности, отсутствия системного подхода к формированию у детей знаний о растениях, что подтверждается анализом планов воспитательно-образовательной работой в ДОУ, где занятия по экологическому образованию планируются в среднем 1-2 раза в месяц, причем из них занятие по ознакомлению с растениями всего одно в 2 месяца.
Комнатные растения: из них надо выбрать растения, похожие на дерево, траву или куст. Неприхотливые, цветущие, желательно с одноцветными цветами (примула, бегония, герань, бальзамин, кливия), с широкими плоскими листьями (фикус), контрастными листьями (традесканция, драцена).
Эти виды комнатных растений украшают детский сад и в то же время очень удобны для осуществления образовательных и воспитательных задач. С помощью комнатных растений проводятся занятия по ознакомлению детей с растениями, прививают трудовые навыки по уходу за ними.
В результате полипрограммирования и возникает практика отбора содержания знаний, поэтому данная проблема является актуальной. Исходя из актуальности, был выделен методологический аппарат.
Методологический аппарат:
Тема: «Формирование знаний о растениях посредством ухода за ними у детей пятого года жизни».
Объект исследования: умственное воспитание детей пятого года жизни.
Предмет исследования: педагогические условия формирования знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей пятого года жизни.
Цель исследования: выделить и опытно-экспериментальным путем проверить условия, способствующие формированию знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей пятого года жизни.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить условия формирования знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей пятого года жизни.
2. Подобрать диагностический инструментарий для выявления уровня знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей пятого года жизни.
3. Раскрыть и опытно-экспериментальным путем апробировать методику формирования знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей пятого года жизни.
4. Провести количественный и качественный анализ полученных результатов.
Методика исследования: наблюдения, беседы, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных результатов.
Факторы, побуждающие учащихся к активности
В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, можно назвать следующие: Профессиональный интерес является главным мотивом активизации учащихся. Данный фактор преподавателю необходимо у ...
Основные направления интеграции школьного курса математики
и информатики
Обсуждая этот вопрос: "Какова роль урока информатики и положение его среди других общеобразовательных предметов в процессе интеграции учебных предметов в средней школе?", можно выделить осн ...