В настоящее время около 30-40% детей испытывают трудности при обучении в школе. Наиболее остро этот вопрос встает на начальных этапах школьного обучения...
Игры в педагогическом процессе
Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, игра – мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.
3. Искажение овалов, полуовалов и других элементов, содержащих закругления, изогнутые линии. К числу этих ошибок относятся искажения, связанные с неумением вести правильную кривую линию (линия как бы состоит из бесчисленных мелких зигзагов — ломаная линия), а также ошибки, связанные с несоблюдением пропорций.
4. Пропуск элементов отдельных букв или замена элементов букв: вместо м-л, вместо д-а.
Для успешного преодоления ошибочного написания отдельных элементов букв очень важно разобраться в их причинах и в каждом отдельном случае выбрать для исправления ошибки соответствующий прием. Преодоление ошибок 1 группы требует отработки прямых параллельных линий с нужным наклоном к строке в 65°, исправление ошибок 2 группы требует развитие глазомера, без чего невозможно соблюдение пропорций. 3 группа ошибок требует работы над кривыми линиями, над изгибами и закрежениями, над плавностью движения руки. Наконец, ошибки 4 группы связаны с нарушением внимания.
В методике обучения учащихся письму выделяются также ошибки, которые замедляют скорость и ухудшают качество письма, это:
1. неправильное написание овалов, когда ученик начинает их сверху и ведет не справа налево, а слева направо.
2. неправильное начертание петель у букв, когда нижний элемент отклоняется вправо.
Причинами такого написания служат неправильные направления движения руки при написании. И исправить эти ошибки можно, дав ученику конкретное указание и продемонстрировав правильное направление руки.
Особую трудность для исправления представляет так называемый «корявый» почерк. Для него характерно очень мелкое или крупное письмо, растянутость букв, снижение качества написания от начала текста к его концу. Причиной служит напряжение мышц плечевого пояса. Ребенок быстро утомляется и концу урока его письмо просто ужасно. В результате установления этого «препятствия», учитель должен помочь ребенку расслабить мышцы при помощи различных упражнений, запомнить это ощущение и продолжить письмо дальше.
Каллиграфические ошибки встречаются не только в написании отдельных букв, элементов букв, но и целых предложений. И здесь можно выделить следующие группы ошибок:
Дети при письме не соблюдают интервал между буквами в словах, неравномерно расставляют слова на строке.
Пишут буквы слишком размашисто или слишком узко.
Очень часто в работах учеников встречаются разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево.
Не соблюдают расположение букв по линиям строки, т.е. не держат линейность при письме.
Не выдерживают нужную высоту букв (слишком крупно, слишком мелко).
Нередко обнаруживается ломаность, вычурность письма.
Имеет место «заборность», угловатость письма.
Не соблюдается связность букв при письме.
Полная неразборчивость почерка, «каша».
В методике обучения учащихся письму существуют различные методы устранения каллиграфических ошибок.
Так, доцент Д.С. Фонин отмечает, что ошибочное написание элементов букв заключается не в шариковой ручке и недостаточной разлиновке тетради, а в том, что у учащихся начальной школы недостаточно развиты познавательные процессы, в частности восприятие. И он добился высоких результатов благодаря тому, что научил детей на глаз определять высоту, наклон и ширину букв, при этом учителю следует скрупулезно следить за недостаточным исправлением малейших недостатков, указывать на них и учить детей тут же исправлять их на следующей строке.
Многие методисты, в том числе и Одегова В.Ф., считают, что во избежание болезненного перехода от одной разлиновки к другой, детей шести лет следует обучать письму в тетрадях в одну линейку с расстоянием между строк 9 мм в 1 классе. Этот опыт был заимствован в чехословацкой школе и применен в нашей. Суть метода заключается в том, что в начале дается образец крупной буквы (на нем отрабатывается начертание буквы, дети запоминают, где начинается буква, обводят ее по воздуху, пишут радом такие же по размеру 2-3 пробные буквы), затем в следующей строчке дается буква меньшего размера, требующая меньших усилий и внимания, в третьей строке буква мельче, чуть ниже половины строки. Такое обучение письму снимает напряжение и исключает монотонность в работе.
Формирование профессиональных психолого-педагогических умений
В процессе педагогической практики, кроме названных задач, у студентов должен сформироваться комплекс психолого-педагогических умений. 1. Конструктивные умения: определять конкретные учебно-воспитате ...
Особенности творческого воображения у детей
Творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей ли ...